Мы привыкли думать, что все великие художники остались в прошлом, а наши современники – лишь карлики на плечах гигантов. Эта расхожая цитата, приписываемая средневековому богослову XII века Бернару Шартрскому, означает на самом деле не то, что личности измельчали, а то, что открытия новых поколений базируются на опыте предыдущих. И это – основа системы обучения и в науке, и в искусстве. Мы – не маленькие люди, не карлики, мы имеем возможность воспринять мудрость и достижения древних, чтобы видеть дальше них.
Встретить сегодня художника, который ставит перед собой масштабные цели, который творит не для сегодняшнего зрителя, а для вечности, для истории, для Бога – большая удача. Алексей Благовестнов – один из редких сегодня художников, весь творческий путь которого, от первых шагов в скульптуре в мастерской своих родителей, затем в Московской средней художественной школе и в Суриковском институте, прослеживается как единый логический вектор, где традиция, ученичество у великих мастеров сочетаются с неисчерпаемой фантазией и смелостью яркой творческой индивидуальности и художественной воли, которая даже в ситуации заказа убеждает прислушаться к ней и подчиниться.
Многие художественные решения, встречающиеся сегодня в работах скульпторов порой и более старшего поколения, имеют свой исток в раскрепощенности стиля Благовестнова, в его композиционных находках и незабываемых образах, монументальных и одновременно полных деталей, поскольку именно этот художник открыл новый, во многом противоположный советской монументальной пластике закон, что детализация не разрушает монументальность, но, напротив, усиливает ее.
Влиятельность Благовестнова признается и профессиональным сообществом скульпторов, и искусствоведами, и музейными специалистами. Выставки в музеях России, которые он показывает регулярно с 2013 года, отличаются почти театральной драматургией и неизменно вызывают живой отклик у зрителей.
Одна из важных проблем, которую всегда стремился для себя разрешить Благовестнов, – является ли он русским художником. Вопрос этот был задан автору много лет назад составителями каталога выставки позднесоветского и постсоветского искусства из частного собрания Арины Ковнер в Художественном музее Берна. И, хотя для многих соотечественников, в том числе и собратьев по скульптурному цеху и искусствоведов, он – мастер пластики барокко, а многие образы его скульптур находятся в диалоге именно с европейским искусством, выставки, которые художник провел в Париже, Риме и Милане, дали однозначный ответ, что он действительно глубоко русский художник, который творит подобно древним иконописцам и зодчим. И именно в Европе этот национальный характер искусства Благовестнова раскрылся в полной мере. В его скульптурных и фотографических работах мы часто видим диалог с живописными произведениями мирового искусства – Леонардо, Джорджоне, Караваджо, но также и с иконописью Андрея Рублева, с классической русской литературой и шедеврами советского кинематографа. Русский художник обладает той широтой взгляда на мировую культуру и той степенью серьезности в постановке задач, которые сразу выделяют его среди художников иных художественных традиций. Но не каждый творец способен говорить со зрителем на языке сложных и драматичных образов, обладающих таинственной привлекательностью искренних эмоций.
Работы Благовестнова строги и серьезны, но при всей своей пластической сложности они ясны и недвусмысленны и именно этим, вероятно, привлекают думающего зрителя. Скульптура и фотография, которой художник всерьез занимается около десяти лет, создают редкое единство, позволяющее осознать масштаб этого современного русского художника, который, питаясь традицией и работая в «старомодных» техниках, оказывается на острие современной художественной повестки и создает искусство, пробуждающее в современном апатичном человеке живую эмоцию. Именно желание испытать необычные эмоции приводит современного зрителя в музей – лучшее место для показа работ Благовестнова.
Как правило, создавая свои экспозиции, он вступает во взаимодействие с пространством и экспонатами музея, и выставка, таким образом, становится полноценным исследованием пути развития русского искусства, современную страницу истории которого пишет Алексей Благовестнов.
Наталия ТОЛСТАЯ, искусствовед