Творческое начало неистребимо в человеке, более того, начиная с эпохи Возрождения, именно способность творить, создавать становится маркером Богоподобия в человеке. Человек творящий заявляет не только о своей человечности, но и о своей божественной природе. Сегодня «поклонение» и «обожествление» творческого начала в человеке, креативности, самореализации переживают свой второй Ренессанс. У современного человека появилось время и возможности для того, чтобы реализовать свое творческое начало. Многие успешные менеджеры и предприниматели вдруг в какой-то момент бросают свое дело или карьеру для того, чтобы заняться творчеством и в нем найти самого себя.
В такой ситуации, очень многие думают о тех, кто профессионально занимается творчеством: «Какие они счастливчики!» А уж те, которым повезло родиться в творческой династической семье – трижды счастливчики! Такой трижды счастливой является скульптор Анастасия Мотовилова. Она родилась в потомственной семье художников Мотовиловых. Родоначальником этой династии стал, теперь уже классик, скульптор Георгий Иванович Мотовилов, дедушка Анастасии, барельефы которого украшают станции Московского метрополитена и здания ВДНХ. Его дочь – Наталия Мотовилова – скульптор редкого таланта, сделавший много открытий в композиционных монументальных работах (фонтаны, памятники), портретах и в скульптуре малых форм. Отец Анастасии - известный живописец Игорь Воробьев.
Выбор будущего пути для Анастасии был определен. Унаследовав от родителей тягу к скульптуре и искусству, она ончила в 1993 году МХПИ имени С.Г. Строганова отделение архитектурно-декоративной пластики. Ее руководителями были А.Н. Бурганов и С.Н. Волков, И.Г. Кадина. Она активно изучает многообразные техники: работу с деревом, камнем, литье из бронзы; работает с натуры, участвует в работе разнообразных творческих групп.
Большой вехой в творческом пути Анастасии стало вступление в Московский союз художников, а затем, в 2011 году - и в Союз художников России. Это способствовала расширению творческого кругозора скульптора и профессиональному росту. Самой высокой и значимой скульптурной работой Анастасии стал памятник святому равноапостольному Николаю Японскому, воплощенный в сером граните. Он установлен в городе Белый Тверской области, на родине святителя.
Анастасия активно участвует в выставочном процессе столицы: сначала в молодежных, затем в выставках союза женщин-художников «Ирида», выставках Московского и Российского союзов художников. Особенно хочется отметить событие, ставшее знаковым для молодого скульптора – это участие в грандиозной выставке к памятной дате Георгия Мотовилова в Московском доме скульптора, где организатор выставки Наталия Мотовилова дала возможность участвовать своим дочерям: живописцу Ольге Комовой–Мотовиловой и Анастасии. Там были представлены работы Георгия Ивановича, Наталии Георгиевны, Ольги и Анастасии. Тройное счастье принадлежности такой династии накладывает и тройную ответственность, чтобы не ударить лицом в грязь.
Анастасия блестяще справилась - и это стало трамплином и камертоном для ее будущих выставок. Среди них можно назвать: в 1996 году в галерее «Нагорная», следом в 1997 году были выставки в ЦДХ в галерее «Лез-Ореад» у Лилии Славинской, зональная выставка Союза художников России и Московского союза художников. В 1998 году была персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие». Участвовала в подготовке и экспозиции персональных выставок Наталии Мотовиловой в 2001 году и к 100-летию Георгия Мотовилова в 2002 году в Московском доме скульптора, а в 2003 году там была ее персональная выставка. В 2016 году была проведена выставка « Движение в сторону весны» совместно с Наталией Мотовиловой и Ольгой Комовой-Мотовиловой. Анастасия представила около 50 творческих работ на первом этаже выставочного зала на Беговой.
Анастасия ведет преподавательскую деятельность, начиная с воскресной школы храма Девяти Мучеников Кизических, в Колледже художественных ремесел с 2000 по 2003 года,МИИГАиК - на кафедре архитектуры с 2003 года по настоящее время; ГБПОУ «Воробьевы горы» с 2015 года по 2017 в Центре экологического воспитания, давая детям представления об искусстве анималистики.
Анастасия обладает проницательным и целостным видением модели. Она успешно работает как с живыми моделями – создавая образ с натуры, так и при восстановлении трехмерного облика при помощи оставшихся портретов и изображений.
Внимание скульптора привлекает: создание портретных образов исторических лиц: начиная с 2007 года по 2010 скульптор работала над проектом памятника офтальмологу Святославу Федорову, проектом памятника святителю Николаю для Астраханской области в 2012 году, портретами купца-промышленника Ивана Демидова (2014 год), архитектора Матвея Казакова (2014 год), писателей С.Т. Аксакова (все три портрета в собрании музея МИИГАиК) и Н.А. Некрасова (2017 год), бюстом А.С. Пушкина (2016 год) для университета в городе Канберра.
Скульптурные изображения исторических личностей доносят до нас дыхание иных времен. В них видна жизнь. Они реалистичны – но не тем скрупулезным реализмом, в котором за обилием точных черт исчезает целостность образа, а таким, можно сказать, монументальным реализмом, который схватывает главное в человеке и позволяет его увидеть нам, зрителям.
Анастасия любит работать и в малых формах, создавая портреты живых – современников, друзей и знакомых. В частности, этюд «Отдых» (шамот) и «Елена» (гипс, 2013год). Живая модель хоть и трехмерна – но и конкретна – что ставит иные задачи перед скульптором: здесь истинность «схватывания» проверяется не только самим скульптором и его коллегами, но и впечатлением модели. Здесь часто композиционное решение меняется по ходу работы, она рано начинает жить своей собственной жизнью, часто что-то диктуя скульптору. В этих работах можно увидеть какую-то схваченную эмоцию или состояние, присущие живому человеку.
Очень неожиданным является наличие у скульптора большого количества скульптур малых форм – это животные и птицы. И здесь нужно отметить, что практически все они выполнены с натуры! Анастасия глубоко чувствует свою связь с природой, очень любит животных, и они раскрывают свои тайны в общении с ней. Корги, черепахи, совы, попугаи, синицы, змеи – выглядят радостными и умиротворенными в ее скульптурах. Глядя на это изобилие животных и птиц, чувствуешь свою причастность к этому природному миру и единство с ней.
Интересным пластическим прорывом в 2017 году было создание серии работ в керамике на тему ящериц (игуаны), и созданная в творческой студии Ильи Комова в Романове-Борисоглебске композиция из дерева «Дорожные птицы», участвовавшая в трех значительных выставках в Дарвиновском музее «Бестиарий 2017», «Скульптура и гобелен» на Кузнецком, 20 и в ЦДХ в клубе «Творческие среды».
Постоянное участие в выставках клуба «Творческие среды», выставках Московского союза (юбилейные в1997, 2012, 2017) в ЦДХ, на Кузнецком Мосту, 11 и 20, «Малые формы» в 2015 году. «Московская керамика» 2014 и 2017 гг. «Бестиарий» в Дарвиновском музее помогают художнику осмысливать творческий путь и развиваться.
Художник пишет картины и создает трехмерные миры на плоскости холста. Таким образом, он как бы разрушает пространство, пробивая свои тоннели сквозь плоскости-стены. А скульптор, наоборот, извлекает новые формы из материала и создает трехмерный мир вокруг себя. И, если он талантливый скульптор, то оживляет свои творения, оставляя в них частицу своей души. В мире, сотворенном Анастасией Мотовиловой, светло и легко дышится, из него не хочется уходить, потому что в ее творениях веет ее прекрасная душа.
Елена ДЕМИДОВА, кандидат философских наук, 2017
Фото из архива Анастасии МОТОВИЛОВОЙ