Анастасия Врубель специально для сайта ОМС рассказывает о своем деде.
Имя Анатолия Васильевича Врубеля знакомо многим московским скульпторам. Но в основном его знают как преподавателя и заведующего кафедрой академического рисунка МГХПУ (ныне РГХПУ им. С.Г. Строганова). Его творческая жизнь проходила как бы в тени его педагогической и административной работы. Но Анатолий Васильевич был не только прекрасным преподавателем, но и тонким художником со своим неповторимым стилем, автором уникального пластического метода.
Анатолий Васильевич Врубель родился 4 июля 1930 года в подмосковном селе Лихоборы в семье железнодорожного рабочего Василия Мартыновича Врубеля. Его детство и юность пришлись на трудные предвоенные и военные годы, в которые на долю его семьи выпало множество испытаний и лишений. Главным потрясением для него был арест отца в 1938 году и его гибель в 1942-м. Это событие наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и особенно сблизило с матерью - Наталией Ивановной Врубель, которая стала единственной опорой сыну. Огромная любовь, благодарность и уважение к ней в дальнейшем сформировали у него особое, возвышенное отношение к Женщине.
В октябре 1945 года Анатолий Врубель поступил на Отделение подготовки мастеров возрожденного Строгановского училища. Это был первый набор на кафедру архитектурно-декоративной скульптуры (ныне - монументально-декоративной скульптуры) под руководством великого Георгия Ивановича Мотовилова. Талант, усердие и отличная успеваемость помогли Анатолию в 1948 году перейти сразу на 4-й курс основного отделения. В 1955-м под руководством Г.И. Мотовилова молодой скульптор защитил дипломную работу - создал скульптуру «Мир», приуроченную к десятилетней годовщине окончания Великой Отечественной войны. Она была установлена на вершине фронтона нового Дворца культуры Челябинского металлургического комбината.
Несколько лет после окончания вуза Анатолий Врубель выполнял заказы для Министерства обороны СССР, благодаря чему вместе с супругой - Лидией Ивановной Мурзиной - получил мастерскую, которая впоследствии стала центром притяжения для его многочисленных друзей, коллег и учеников. Уже с этого времени празднование дней рождения Анатолия Васильевича стало почти массовым событием.
В 1959 году Анатолий Васильевич начал преподавать в Строгановском училище на кафедре академического рисунка. Здесь он прослужил почти 45 лет вплоть до своей смерти 30 октября 2003 года. Именно в Строгановке Анатолий Врубель не только поднял свой талант на новый уровень, но и раскрылся как блестящий преподаватель и наставник, как для студентов, так и для младших коллег по кафедре. Учеников привлекали в нем умение найти общий язык с коллегами и студентами, открытость, искренний интерес к каждому, с кем он общался. По воспоминаниям учеников Врубеля, атмосфера на его занятиях была достаточно неформальной, обычным делом были дискуссии и даже споры на разные творческие темы.
Вместе с тем, он последовательно отстаивал свои художественные и пластические принципы, утверждая, что в основе всякого творчества лежит глубокое знание натуры, которое достигается посредством постоянного аналитического совершенствования, в частности, в академическом рисунке. Именно благодаря целостности творческой и методической позиций он смог возглавить кафедру академического рисунка в смутные 90-е годы, сохранить и развить лучшие качества традиционной строгановской школы. За время работы на кафедре у Анатолия Васильевича учились сотни, если не тысячи художников различных специальностей, но особое внимание он уделял монументалистам - скульпторам и живописцам.
Отдельно нужно пояснить, что Врубель преподавал в мастерских кафедры монументальной живописи по личному приглашению известнейшего живописца, академика Олега Павловича Филатчева, с которым они были близкими друзьями многие годы. Олег Павлович учился у Врубеля, хорошо знал и высоко ценил его художественный и преподавательский метод, понимал уникальность и универсальность его таланта. Их объединяла любовь к Античности и Возрождению, их глубокое знание и понимание. Внезапная смерть Олега Павловича стала личной трагедией для Анатолия Васильевича.
Преподавательская деятельность занимала в жизни Анатолия Врубеля столь важное место, что его собственное творчество нередко оставалось в тени. Хотя именно преподавание позволяло сохранить творческую независимость и свободу, пусть и в пределах личной скульптурной мастерской. В своих работах он придерживался принципов пластической гармонии, основанных на лучших достижениях Античности. При этом его пластика была современной и индивидуальной.
Единственная прижизненная персональная выставка Анатолия Врубеля состоялась в 1993 году в стенах МГХПУ. Однако в групповых выставках он регулярно принимал участие и создал очень много работ, как заказных, так и творческих. При внешней простоте все они объединены глубоким знанием натуры, высочайшим скульптурным мастерством, тонким художественным вкусом, целостностью пластического решения, возвышенной эстетизацией образа. В них также выразилось убеждение Анатолия Васильевича в том, что академическое образование дает прочную основу для творческого поиска, самовыражения, открытия новых форм в искусстве.
Итогом творческой и преподавательской деятельности Врубеля стало не только множество скульптурных произведений, но и множество учеников, многие из которых продолжили развитие творческих принципов Анатолия Васильевича - как в личном творчестве, так и в преподавании творческих дисциплин, в том числе и в стенах ставшей родной для мастера Строгановки.
Анастасия Врубель,
Москва, 4 июля 2024 года
СПРАВКА САЙТА ОМС: Анастасия Врубель - скульптор, член Объединения московских скульпторов и секции скульптуры Московского союза художников. Старший преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры РГХПУ имени С.Г. Строганова