Анастасия Врубель специально для сайта ОМС рассказывает о своем деде.
Имя Анатолия Васильевича Врубеля знакомо многим московским скульпторам. Но в основном его знают как преподавателя и заведующего кафедрой академического рисунка МГХПУ (ныне РГХПУ им. С.Г. Строганова). Его творческая жизнь проходила как бы в тени его педагогической и административной работы. Но Анатолий Васильевич был не только прекрасным преподавателем, но и тонким художником со своим неповторимым стилем, автором уникального пластического метода.
Анатолий Васильевич Врубель родился 4 июля 1930 года в подмосковном селе Лихоборы в семье железнодорожного рабочего Василия Мартыновича Врубеля. Его детство и юность пришлись на трудные предвоенные и военные годы, в которые на долю его семьи выпало множество испытаний и лишений. Главным потрясением для него был арест отца в 1938 году и его гибель в 1942-м. Это событие наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и особенно сблизило с матерью - Наталией Ивановной Врубель, которая стала единственной опорой сыну. Огромная любовь, благодарность и уважение к ней в дальнейшем сформировали у него особое, возвышенное отношение к Женщине.
Анатолий Врубель, студент МВХПУ (б. Строгановское). Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель
В октябре 1945 года Анатолий Врубель поступил на Отделение подготовки мастеров возрожденного Строгановского училища. Это был первый набор на кафедру архитектурно-декоративной скульптуры (ныне - монументально-декоративной скульптуры) под руководством великого Георгия Ивановича Мотовилова. Талант, усердие и отличная успеваемость помогли Анатолию в 1948 году перейти сразу на 4-й курс основного отделения. В 1955-м под руководством Г.И. Мотовилова молодой скульптор защитил дипломную работу - создал скульптуру «Мир», приуроченную к десятилетней годовщине окончания Великой Отечественной войны. Она была установлена на вершине фронтона нового Дворца культуры Челябинского металлургического комбината.
Скульптор Георгий Мотовилов (1892-1963)
Анатолий Врубель. Композиция ''Мир''. Фронтон Дворца культуры
Челябинского металлургического комбината. Бетон, высота 450 см.
Фото Дмитрия Балакирева
Фото Дмитрия Балакирева
Анатолий Врубель с моделью дипломной композиции ''Мир'', 1954-1955. Глина. Мастерские МВХПУ. Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель
Несколько лет после окончания вуза Анатолий Врубель выполнял заказы для Министерства обороны СССР, благодаря чему вместе с супругой - Лидией Ивановной Мурзиной - получил мастерскую, которая впоследствии стала центром притяжения для его многочисленных друзей, коллег и учеников. Уже с этого времени празднование дней рождения Анатолия Васильевича стало почти массовым событием.
Лидия Ивановна Мурзина (1930-2004). МВХПУ, 1950-е.
Фото из архива Лидии и Анастасии Врубель
Работа над памятником ''Единство солдат в Великой Отечественной войне'', 1981. Глина, высота 390 см. Местонахождение неизвестно.
Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель
В 1959 году Анатолий Васильевич начал преподавать в Строгановском училище на кафедре академического рисунка. Здесь он прослужил почти 45 лет вплоть до своей смерти 30 октября 2003 года. Именно в Строгановке Анатолий Врубель не только поднял свой талант на новый уровень, но и раскрылся как блестящий преподаватель и наставник, как для студентов, так и для младших коллег по кафедре. Учеников привлекали в нем умение найти общий язык с коллегами и студентами, открытость, искренний интерес к каждому, с кем он общался. По воспоминаниям учеников Врубеля, атмосфера на его занятиях была достаточно неформальной, обычным делом были дискуссии и даже споры на разные творческие темы.
Анатолий Врубель с коллегами во дворе здания МВХПУ, 1960-е. Волоколамское шоссе, д. 9, Москва.
Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель
Вместе с тем, он последовательно отстаивал свои художественные и пластические принципы, утверждая, что в основе всякого творчества лежит глубокое знание натуры, которое достигается посредством постоянного аналитического совершенствования, в частности, в академическом рисунке. Именно благодаря целостности творческой и методической позиций он смог возглавить кафедру академического рисунка в смутные 90-е годы, сохранить и развить лучшие качества традиционной строгановской школы. За время работы на кафедре у Анатолия Васильевича учились сотни, если не тысячи художников различных специальностей, но особое внимание он уделял монументалистам - скульпторам и живописцам.
Анатолий Врубель. Мемориал Воинской Славы, 1985. Бетон, высота 10 м.
Совместно с В.П. Жучковым. Архитекторы Л.М. Сулин, К.В. Миронов.
Королёв, Московская область. Фото: culttourism.ru
Мемориал Воинской Славы, перекрашенный в желтый цвет (1990-е). В 2000-е благодаря усилиям Московского областного отделения ВООПИК памятнику вернули первоначальный - белый цвет. Фото Марии Мироновой (МОО ВООПИК)
Отдельно нужно пояснить, что Врубель преподавал в мастерских кафедры монументальной живописи по личному приглашению известнейшего живописца, академика Олега Павловича Филатчева, с которым они были близкими друзьями многие годы. Олег Павлович учился у Врубеля, хорошо знал и высоко ценил его художественный и преподавательский метод, понимал уникальность и универсальность его таланта. Их объединяла любовь к Античности и Возрождению, их глубокое знание и понимание. Внезапная смерть Олега Павловича стала личной трагедией для Анатолия Васильевича.
Анатолий Врубель. ''Женский торс'', 1980-е.
Гипс, высота 100 см.
Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель
Преподавательская деятельность занимала в жизни Анатолия Врубеля столь важное место, что его собственное творчество нередко оставалось в тени. Хотя именно преподавание позволяло сохранить творческую независимость и свободу, пусть и в пределах личной скульптурной мастерской. В своих работах он придерживался принципов пластической гармонии, основанных на лучших достижениях Античности. При этом его пластика была современной и индивидуальной.
Анатолий Врубель. ''Этюд с натуры'', 1970-е. Гипс, высота 35 см.
Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель
Единственная прижизненная персональная выставка Анатолия Врубеля состоялась в 1993 году в стенах МГХПУ. Однако в групповых выставках он регулярно принимал участие и создал очень много работ, как заказных, так и творческих. При внешней простоте все они объединены глубоким знанием натуры, высочайшим скульптурным мастерством, тонким художественным вкусом, целостностью пластического решения, возвышенной эстетизацией образа. В них также выразилось убеждение Анатолия Васильевича в том, что академическое образование дает прочную основу для творческого поиска, самовыражения, открытия новых форм в искусстве.
Анатолий Врубель. ''Портрет Олимпийского чемпиона, гимнаста Б.А. Шахлина'', 1964.
Гипс тонированный, высота 70 см.
Выполнен с натуры как этюд к проекту памятника на Родине гимнаста в Ишиме. Не сохранился.
Фото из архива Ларисы и Анастасии Врубель
Борис Шахлин (1932-2008). Фото Юрия Сомова (РИА Новости)
Анатолий Врубель. Памятник дважды Герою Социалистического Труда,
организатору авиационной промышленности В.Я. Литвинову, 1981.
Бронза, камень. Архитектор Ю.А. Гальперин. Таганрог, Ростовская область. Фото: Крис Не4аева
Итогом творческой и преподавательской деятельности Врубеля стало не только множество скульптурных произведений, но и множество учеников, многие из которых продолжили развитие творческих принципов Анатолия Васильевича - как в личном творчестве, так и в преподавании творческих дисциплин, в том числе и в стенах ставшей родной для мастера Строгановки.
Анастасия Врубель,
Москва, 4 июля 2024 года
СПРАВКА САЙТА ОМС: Анастасия Врубель - скульптор, член Объединения московских скульпторов и секции скульптуры Московского союза художников. Старший преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры РГХПУ имени С.Г. Строганова