Скульптор Сергей Конёнков, 1946. Фото Бориса Игнатовича

СЕРГЕЙ КОНЁНКОВ. "ЛЕСНАЯ СЕРИЯ"

Среди излюбленных народных персонажей Сергея Тимофеевича Конёнкова (1874-1971), помимо пасечников, пастушков, лирников, девочек с цветком, рыбаков и пр., значатся:

1. Всяческая нечисть, то бишь, ведьмы, кикиморы, лешие, русалки, чёрт Астрахан и Баба-яга.

2. Сомнительные граждане, как то: вещие старушки, старички-полевички, великосилы, сказочные богатыри, витязи, царевны. А еще некто Свистушкин.

3. Сирые и убогие, коих достойно представляют слепцы, поводыри, нищая братия, калики перехожие.

4. Дед Мороз, наконец.

Нет, что и говорить: хорошо художник знал «лесное племя», то есть, русский фольклор и сказки.

Откуда все эти герои «понаехали» в творчество Сергея Тимофеевича - понятно, ведь Конёнков был «выходцем из лесной и крестьянской Руси»[1]. Сергей Глаголь, автор первой монографии о скульпторе[2], однажды записал некоторые его рассказы о детских впечатлениях.

«...Среди ночной тишины у костра в утреннем тумане, обманчиво меняющем все очертания, быть может, впервые зародились в воображении будущего художника излюбленные им образы сказочных существ.Проснется мальчик и чудится ему, что стоит невдалеке неизвестно откуда взявшийся старичок. Оперся на палочку и стоит. А всмотришься и видишь, что это вовсе не старичок, а просто пень обгоревшего дерева. У дерева на опушке леса тоже притаилась вещая старушка и тоже стоит неподвижно и смотрит на догорающий костер, а подойдешь - и нет ничего. Стоит дерево как дерево. Только и всего. Даже лошади, сонно пофыркивающие вокруг, и то вдруг начинают казаться похожими на каких-то неведомых существ.

В деревенской среде, окружавшей мальчика, царила твердая вера в леших, домовых, оборотней и прочее таинственное население крестьянских дворов, по ночам начинающее там свою жизнь».

Вся так называемая «лесная серия» Конёнкова, над которой он трудился, начиная с 1907 года и вплоть до самой смерти, выполнена (за редчайшим исключением) в дереве. Появление уже на первых выставках скульптора «ряда этих деревянных изваяний, этой ожившей мифологии древнего славянства было совершенно неожиданно и поразило русский художественный мир своей оригинальностью и самобытностью»[3].

Поражало и другое: как Сергей Тимофеевич обращался с самим материалом. Во-первых, пни и могучие чурбаки главным образом заготовлялись им в московских пригородах. Во-вторых, сообщает скульптор, «я приобретал пни сухих, погибших деревьев - губить живое не соглашался, как бы ни соблазняли». В стволе каждого векового дерева, пока оно произрастает, таинственно живут «ушедшие туда много веков назад лесные духи»[4].

И в-третьих. Анна Голубкина, работавшая вместе с Конёнковым в мастерских Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в своей книге «Несколько слов о ремесле скульптора» писала, что за рубежом деревянные скульптуры никто не делает не то чтобы из одного ствола или пня, но даже из одного куска:

- Там давно уже склеивают одинаковые по цвету или строению бруски приблизительно в вершок с четвертью толщины». Да и у нас, продолжала Голубкина, стоило бы поступать также: «Склеить легче, чем найти подходящее дерево... вещь может быть задумана независимо от попавшего под руку дерева, и нет смысла во что бы то ни стало втискивать ее в обрубок».

Однако тут же Голубкина делает оговорку:

- С.Т. Коненков всегда работает из целого дерева, но он так сроднился с деревом, что он не работает, а только освобождает то, что заключено в дереве»[5].

«Замечательно сказано!» - откликнулся на эти слова Голубкиной авторитетный искусствовед Александр Каменский. - Такая фраза стоит целого трактата. Возможно, что скульпторы будущего сумеют извлечь из дерева новые, неведомые Конёнкову пластические эффекты. Но пока что он остается никем не превзойденным мастером в этой области скульптуры».

Лев КУЛАКОВ

[1] Так о С.Т. Конёнкове отзывался выдающийся искусствовед Я.А. Тугендхольд.

[2] С.С. Глаголь. «С.Т. Конёнков». Издательство «Светозар», Петербург, 1920.

[3]   С.С. Глаголь. «С.Т. Конёнков». Издательство «Светозар», Петербург, 1920.

[4] С.Т. Конёнков. «Мой век». Воспоминания. М., Политиздат, 1988.

[5] Цитаты по: А.А. Каменский. «С.Т. Коненков». М, «Искусство», 1975.

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск