15 июня в Российской академии художеств открывается выставка произведений Народного художника России, академика РАХ, профессора МГАХИ имени В.И. Сурикова—скульптора Андрея Владимировича Балашова и его сына—художника Ивана Балашова. Рассказываем об их творчестве и показываем некоторые работы.
АНДРЕЙ БАЛАШОВ
Это первая столь обширная монографическая выставка автора, на которой представлено более 70 скульптур в различных материалах, многие вещи экспонируются впервые, сверх того, на выставке присутствуют фотографии монументальных памятников и работ с симпозиумов. Экспозиция демонстрирует почти все этапы творческого пути художника к настоящему моменту и приурочена к полукруглой дате. В последнем зале показаны скульптурные и графические произведения сына.
Андрей Владимирович Балашов—выдающийся мастер современной российской скульптуры, представитель и хранитель традиций нео-академической реалистической школы, полноценный наследник итальянского возрождения и немецко-французской академии XIX века, сохранившейся и переосмысленной благодаря отечественным ваятелям XX века.
Автор постоянно и плодотворно работает в станковом и монументальном жанре, ежегодно участвует в международных скульптурных симпозиумах, преподает студентам в своем альма-матер—институте МГАХИ им. В.И. Сурикова, регулярно ведет этюдные практики в доме творчества им. Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском, непрестанно экспонируется на многочисленных выставках.
Андрей Владимирович является деятельным субъектом художественной жизни страны с 1980-х годов: начинал от рядового члена союза художников СССР, активно участвует в выставочных, экспозиционных и экспертных комиссиях различных уровней, пользуется уважением и поддержкой коллег и зрителей.
На данной выставке представлены работы, выполненные в разнообразных жанрах: остро индивидуальные и глубоко психологические портреты, крепко и гармонично собранные сюжетные и исторические композиции, характерные анималистические изваяния, фотографии памятников и монументов, украшающих пространства городов. Но, пожалуй, главной темой для автора является этюд «ню», из вспомогательного, обычно второстепенного жанра, он превращается в полноценное художественное высказывание волею, мыслью и дланью ваятеля. Та удивительная внимательность, чуткость к пластической анатомии, одновременный конструктивизм и внутреннее изящество вызывает заслуженный восторг у наблюдателя.
Через обращение и планомерное изучение индивидуальных особенностей каждой конкретной фигуры автор даже в выборе позы задает тональность и звучание будущей вещи. Пусть эти языки неизмеримо далеки, тем не менее пластический этюд в чем-то подобен музыкальному: скульптор также обладает определенным известным набором нот и гармоний, в этих рамках организует и задает сложно вербализованное настроение и состояние – посредством пластики тела, соотношения объемов и перелива воздуха вокруг них, игрой фактур в поверхностях. Определенно, Андрея Балашова можно назвать одним из крупнейших апологетов и популяризаторов жанра скульптурного этюда в Российском художественном пространстве.
ИВАН БАЛАШОВ
Иван Андреевич Балашов, сын, продолжатель семейного дела, так же как и отец, окончил скульптурное отделение художественного лицея (бывший МСХШ) и Суриковского института, вступил в союзы художников, является членом правлений, выставкомов, экспозиций, ведет преподавательскую и лекционную деятельность, участвует в выставках.
Активно и плодотворно создает художественные произведения в разных жанрах и техниках: малые монументальные скульптуры для городов и интерьерные композиции, графические листы и настенные росписи, пробует себя в театральном искусстве, детских диафильмах, совриске и редимэйде.
Изучение и попытки познать искусство через логос привели Ивана в аспирантуру по искусствоведению. На данной выставке будут продемонстрированы скульптурные и графические серии работ разных лет.
Андрей и Иван Балашовы. Совместная выставка
Российская академия художеств
Москва, ул. Пречистенка, 21
15 июня - 3 июля 2022
Текст: Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств