Аста Бржезицкая (1912-2004), обладавшая необыкновенным чувством юмора, любила рассказывать историю о своей поездке в 1959 году на международную выставку в бельгийском Остенде, где к ней приставили человека из КГБ.
Он представился ей как художник из Торговый палаты. Это был, по словам Асты Бржезицкой, «молодой красивый человек. Всегда в черном костюме, и этот костюм сделал бы честь любой свадьбе или похоронам».
Как-то, когда они уже перешли на «ты», кагебешник попросил Асту Давыдовну:
- Не могла бы ты научить меня каким-нибудь словам, чтобы было действительно видно, что я художник. Ты же понимаешь…
- Да я уже давно поняла, что ты искусствовед в штатском, - ответила Аста Бржезицкая и продолжала:
- Ну, смотри, что надо делать. Вот ты подходишь на выставке к какой-нибудь работе. Прищурь глаза и скажи: «Смотрится!». Потом посчитай про себя до шести и скажи: «Компонуется!». Затем отойди от работы, погляди на нее сквозь пальцы и скажи: «Вяжется!», после чего с достоинством удались. Запомнил?
- Смотрится, компонуется, вяжется. Смотрится, компонуется, вяжется… Запомнил.
- А потом, - рассказывала дальше Аста Бржезицкая, - где-то через полгода, когда все забылось, он мне вдруг позвонил и сказал:
- Ты знаешь, Аста, я теперь повсюду уже езжу как искусствовед. Спасибо тебе.
А сегодня давайте послушаем, что Аста Бржезицкая сама рассказывала о некоторых своих работах.
«ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ»
- В 1922 году была премьера «Принцессы Турандот». Зима. На Арбате сахарные сугробы. На мне платок, повязанный крест-накрест. Я совсем мелкого роста и звезды вижу из сугробов, как из ущелья.
Помню вывалившуюся на улицу возбужденную после спектакля толпу зрителей. Все напевали вальс из «Турандот», у всех перед глазами еще кружились маски. До сих пор познабливает, как это было прекрасно! Там тогда играли великие актеры – красавец Завадский, Мансурова, Щукин... Весь зал хохотал над их шутками, которые для тех зрителей не нужно было переводить с французского. Больше такого первозданного чуда театра я нигде не видела. А потом пошли партсобрания-заседания, и чудо исчезло.
В конце 60-х, когда я занялась своим фарфоровым театром, ходила на восстановленный спектакль «Турандот» 26 или 27 раз.
«СОН ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ»
- В войну однажды у нас было такое задание – принести в институт домашнюю композицию. Все принесли кто «Раненого», которому оказывают помощь, кто «Бойца», бросающего гранату. А одна студентка принесла свою работу и сказала: «Это у меня проект памятника падшим женщинам…»
Все засмеялись, а Матвеев сказал: «Павшим, наверное?»
А я когда я развернула свою работу, то тут просто раздался дружный смех, а больше всех смеялся Александр Терентьевич Матвеев, которого рассмешить было ой как нелегко.
Почему он смеялся? А потому что у меня медведь бежал и нес на руках Татьяну Ларину. Матвеев посмотрел на скульптуру, а он был человек суровый, беспощадный, а потом сказал: «Фарфоровая затея! Вы в фарфоре делали что-нибудь?"
Ну, где я могла что-то делать на втором курсе в фарфоре? И вот когда стали распределяться, кто куда хочет на практику, одни рвались на мрамор, другие – резать дерево, а я написала на Дулевский завод письмо. И я очутилась на заводе. И очутилась на полвека.
«ПАРТИЗАНКА НИНА СОЗИНА»
- В 40-х годах я лепила портрет партизанки Нины Созиной. Это было в санатории «Партизан Украины». Лето, жара. Мы пошли с ней под душ. Нине было 17 лет. Нежная девушка, а на теле живого места нет от шрамов – ножевые и пулевые ранения.
Она была снайпером. На глазах у нее и ее брата повесили их маму. Они убежали в лес и вышли к отряду Ковпака. Глаз у нее был верный, убивала она хорошо. А однажды после ее выстрела выбежал на поляну белокурый хорошенький мальчик-немец. Он держался за живот, и она его пожалела, даже заплакала и пошла к нему. А когда увидела, что он достает револьвер и целится ей прямо в грудь, убила его.
«Я мундирчик с него сняла, – поделилась она со мной. – Как вы думаете, выйдет мне юбка или костюмчик?..» Потом через много лет я ее снова встретила и подарила ей ее портрет. Она вспоминала войну, как светлое прошлое.
«ТКАЧИХА»
- Мне посоветовали поехать на съезд Героев Социалистического Труда, проходивший тогда в Москве. Поехала, познакомилась с ткачихой, потом – на фабрику, увидеть ее «в рабочей обстановке».
Приезжаю, захожу в цех – сверху спускаются полотнища и складываются мягко. Стопами лежат готовые рулоны ткани. Впечатляет. Сильный шум, даже грохот. С трудом докричалась, объясняя, кто мне нужен.
Выходит она, гордая такая, с парой челноков в руке. Быстро показала, как заправляются эти челноки – только руки мелькали. И ушла, произнеся великую тогда фразу – «Вас много, а я одна». Такой я ее и сделала – гордой, с орденом на груди.
«ЗЕМФИРА»
- Одна из первых работ, которую я сделала для Дулевского завода, была «Земфира». Делала я ее к празднику Пушкина, к 150-летию со дня его рождения. Моя мама дружила со знаменитой цыганской певицей Шурой Христофоровой. Большой красоты женщина, с низким голосом и роскошными волосами. Помню, как она обычно сидела – красивая, задумчивая. В память о ней я и задумала сделать для Пушкина именно «Земфиру» из его поэмы «Цыганы».
Воссоздать образ Христофоровой мне помогла актриса театра «Ромэн» Надежда Михайлова. Было это в 1948 году. Трудное, голодное послевоенное время. Заработки в театре грошовые. Чтобы как-то жить, артистки ходили гадать на Тишинский рынок. Помню, моей натурщице не давали театральный костюм для позирования во время лепки, думая, что он нужен ей для гадания.
Вещь эта пользовалась огромным успехом, а меня упрекали, будто я потрафляю мещанскому вкусу. Попадало мне очень за «Цыганку», как ее окрестили на заводе, и в прессе, и на собраниях. В то же время те, кто упрекал за мещанство, звонили и просили помочь приобрести ее. А сорок лет спустя завод возобновил выпуск «Земфиры».
«А.А. ПУШКИН И Н.Н. ГОНЧАРОВА»
- Эту работу выставили во Всероссийском театральном обществе в 1948 году. Совет посмотрел. Тогда без Совета ничего нельзя было. Так вот, Совет посмотрел, и кто-то из художников, авторитетных, не помню уже кто, сказал:
- Если Гончарова встанет, то он будет ей по пояс.
- Я сказала:
Она не встанет. И все рассмеялись, и всё обошлось.
"ДЕВОЧКА С БАБОЧКОЙ"
- Ее звали Майра, не очень благополучно в семье… Она меня просила на каждом сеансе:
- Тетя Аста, пожалуйста, не отдавайте деньги маме.
А денег-то, ну что тогда платили модели? Глупости просто. Словом, закончилась лепка. Я отдаю ей какие-то совсем небольшие деньги. И что ты думаешь? Это бедное дите на все купила мороженое! Тяжелейшая ангина! Я потом месяц ездила к ней в больницу.
"ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ"
- Пушкин для меня самый великий и самый близкий человек на земле. И нет никого прекраснее. Мне хотелось собрать всю семью воедино, хотя бы потому, что никто из художников этого не делал. «Машка, Сашка, Гришка и Наташка», – так звал своих детей Пушкин. Хотелось оживить группу с детьми в противовес как бы застывшему Пушкину, я была рада, что придумала мячик, которым играют «Сашка с Гришкой».
Там, за пределами этой сцены – Чёрная речка, дуэль, смертельная рана. На диванчике, между фигурой Пушкина и «букетом» – группой Натали с детьми – лежит «колокольцовская» шаль, в которой юная красавица была на балу в Аничковом, где ее видел Император… Эта шаль как бы делит композицию на светскую жизнь и… вечность.
Когда лепила, у меня было такое чувство, что он сейчас переоденется и уйдет на Чёрную речку, чтобы никогда не вернуться, уйдет в бессмертие.
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ
- Пришлось уговаривать весь Дулевский завод, что главный человек - это человек футляре. Он был несчастный. Вот Варенька. Она же хотела за него замуж. Она его не любила, она его за человека не считала. Он-то в общем пренесчастный человек. Только когда он уже лежал в гробу, он почувствовал, что он при деле. А так все время все его обижали, ее брат, молодой человек, спустил его с лестницы, 50-летнего с чем-то человека. Подумаешь, какая доблесть!
Нет, я против, он хороший!
«КРАСНАЯ КНИГА»
Перед нами белый медведь, сидит, опершись на вертикально стоящую «Красную книгу». У него на лапе сидит птичка – красногрудая цесарка.
- Медведь и охраняет птичку, говорила Аста Бржезицкая. - Разве книга может? Даже красная. А его лицо никого не напоминает? Ростислав Плятт – добрейшая душа.
ПЕГАС (БЕЛЛА АХМАДУЛИНА ЧИТАЕТ СВОИ СТИХИ ПЕГАСУ)
- Не скажу, что Пегас в восторге от стихов Беллы Ахмадулиной, но благосклонен – повернул, чуть опустив, голову, и слушает. Но ведь и Белла еще совсем девочка, у нее все впереди. А если спустился, да они так уютно расположились, значит, расслышал ее голос, там, в вышине.
(Текст по: Вильям Мейланд. «Под знаком Асты», журнал «Столица», 1993; выставка «Фарфоровый народец Асты Бржезицкой», сайт izi.travel/ru)