АСТА БРЖЕЗИЦКАЯ. ИСКУССТВОВЕД В ШТАТСКОМ И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ

Аста Бржезицкая (1912-2004), обладавшая необыкновенным чувством юмора, любила рассказывать историю о своей поездке в 1959 году на международную выставку в бельгийском Остенде, где к ней приставили человека из КГБ.

Он представился ей как художник из Торговый палаты. Это был, по словам Асты Бржезицкой, «молодой красивый человек. Всегда в черном костюме, и этот костюм сделал бы честь любой свадьбе или похоронам».

Как-то, когда они уже перешли на «ты», кагебешник попросил Асту Давыдовну:

- Не могла бы ты научить меня каким-нибудь словам, чтобы было действительно видно, что я художник. Ты же понимаешь…

- Да я уже давно поняла, что ты искусствовед в штатском, - ответила Аста Бржезицкая и продолжала:

- Ну, смотри, что надо делать. Вот ты подходишь на выставке к какой-нибудь работе. Прищурь глаза и скажи: «Смотрится!». Потом посчитай про себя до шести и скажи: «Компонуется!». Затем отойди от работы, погляди на нее сквозь пальцы и скажи: «Вяжется!», после чего с достоинством удались. Запомнил?

- Смотрится, компонуется, вяжется. Смотрится, компонуется, вяжется…  Запомнил.

- А потом, - рассказывала дальше Аста Бржезицкая, - где-то через полгода, когда все забылось, он мне вдруг позвонил и сказал:

- Ты знаешь, Аста, я теперь повсюду уже езжу как искусствовед. Спасибо тебе.

А сегодня давайте послушаем, что Аста Бржезицкая сама рассказывала о некоторых своих работах.

«ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ»

- В 1922 году была премьера «Принцессы Турандот». Зима. На Арбате сахарные сугробы. На мне платок, повязанный крест-накрест. Я совсем мелкого роста и звезды вижу из сугробов, как из ущелья.

Помню вывалившуюся на улицу возбужденную после спектакля толпу зрителей. Все напевали вальс из «Турандот», у всех перед глазами еще кружились маски. До сих пор познабливает, как это было прекрасно! Там тогда играли великие актеры – красавец Завадский, Мансурова, Щукин... Весь зал хохотал над их шутками, которые для тех зрителей не нужно было переводить с французского. Больше такого первозданного чуда театра я нигде не видела. А потом пошли партсобрания-заседания, и чудо исчезло.

В конце 60-х, когда я занялась своим фарфоровым театром, ходила на восстановленный спектакль «Турандот» 26 или 27 раз.

''Вахтанговские маски'', 1971.Из сюиты "Вахтанговцы'', по спектаклю ''Принцесса Турандот'' Театра имени Евгения Вахтангова.Фарфор, роспись, позолота.Государственный музей керамики в Кусково ''Вахтанговские маски'', 1971.
Из сюиты "Вахтанговцы'', по спектаклю ''Принцесса Турандот'' Театра имени Евгения Вахтангова.
Фарфор, роспись, позолота.
Государственный музей керамики в Кусково

«СОН ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ»

- В войну однажды у нас было такое задание – принести в институт домашнюю композицию. Все принесли кто «Раненого», которому оказывают помощь, кто «Бойца», бросающего гранату. А одна студентка принесла свою работу и сказала: «Это у меня проект памятника падшим женщинам…»

Все засмеялись, а Матвеев сказал: «Павшим, наверное?»

А я когда я развернула свою работу, то тут просто раздался дружный смех, а больше всех смеялся Александр Терентьевич Матвеев, которого рассмешить было ой как нелегко.

Почему он смеялся? А потому что у меня медведь бежал и нес на руках Татьяну Ларину. Матвеев посмотрел на скульптуру, а он был человек суровый, беспощадный, а потом сказал: «Фарфоровая затея! Вы в фарфоре делали что-нибудь?"

Ну, где я могла что-то делать на втором курсе в фарфоре? И вот когда стали распределяться, кто куда хочет на практику, одни рвались на мрамор, другие – резать дерево, а я написала на Дулевский завод письмо. И я очутилась на заводе. И очутилась на полвека.

''Сон Татьяны'' (по роману в стихах А.С. Пушкина ''Евгений Онегин'').Модель 1940-х годов. Фарфор, роспись надглазурная, высота 19,5 см.Государственный музей керамики в Кусково''Сон Татьяны'' (по роману в стихах А.С. Пушкина ''Евгений Онегин'').
Модель 1940-х годов. Фарфор, роспись надглазурная, высота 19,5 см.
Государственный музей керамики в Кусково

«ПАРТИЗАНКА НИНА СОЗИНА»

- В 40-х годах я лепила портрет партизанки Нины Созиной. Это было в санатории «Партизан Украины». Лето, жара. Мы пошли с ней под душ. Нине было 17 лет. Нежная девушка, а на теле живого места нет от шрамов – ножевые и пулевые ранения.

Она была снайпером. На глазах у нее и ее брата повесили их маму. Они убежали в лес и вышли к отряду Ковпака. Глаз у нее был верный, убивала она хорошо. А однажды после ее выстрела выбежал на поляну белокурый хорошенький мальчик-немец. Он держался за живот, и она его пожалела, даже заплакала и пошла к нему. А когда увидела, что он достает револьвер и целится ей прямо в грудь, убила его.

«Я мундирчик с него сняла, – поделилась она со мной. – Как вы думаете, выйдет мне юбка или костюмчик?..» Потом через много лет я ее снова встретила и подарила ей ее портрет. Она вспоминала войну, как светлое прошлое.

''Партизанка Нина Созина, 1946. Фарфор, роспись, высота 24 см.Государственный музей керамики в Кусково''Партизанка Нина Созина, 1946. Фарфор, роспись, высота 24 см.
Государственный музей керамики в Кусково

«ТКАЧИХА»

- Мне посоветовали поехать на съезд Героев Социалистического Труда, проходивший тогда в Москве. Поехала, познакомилась с ткачихой, потом – на фабрику, увидеть ее «в рабочей обстановке».

Приезжаю, захожу в цех – сверху спускаются полотнища и складываются мягко. Стопами лежат готовые рулоны ткани. Впечатляет. Сильный шум, даже грохот. С трудом докричалась, объясняя, кто мне нужен.

Выходит она, гордая такая, с парой челноков в руке. Быстро показала, как заправляются эти челноки – только руки мелькали. И ушла, произнеся великую тогда фразу – «Вас много, а я одна». Такой я ее и сделала – гордой, с орденом на груди.

''Ткачиха'', 1949. Фарфор, роспись подглазурная, золочение, высота 28,7 см.Омский областной музей изобразительных искусств имени А.В. Врубеля''Ткачиха'', 1949. Фарфор, роспись подглазурная, золочение, высота 28,7 см.
Омский областной музей изобразительных искусств имени А.В. Врубеля

 «ЗЕМФИРА»

- Одна из первых работ, которую я сделала для Дулевского завода, была «Земфира». Делала я ее к празднику Пушкина, к 150-летию со дня его рождения. Моя мама дружила со знаменитой цыганской певицей Шурой Христофоровой. Большой красоты женщина, с низким голосом и роскошными волосами. Помню, как она обычно сидела – красивая, задумчивая. В память о ней я и задумала сделать для Пушкина именно «Земфиру» из его поэмы «Цыганы».

Воссоздать образ Христофоровой мне помогла актриса театра «Ромэн» Надежда Михайлова. Было это в 1948 году. Трудное, голодное послевоенное время. Заработки в театре грошовые. Чтобы как-то жить, артистки ходили гадать на Тишинский рынок. Помню, моей натурщице не давали театральный костюм для позирования во время лепки, думая, что он нужен ей для гадания.

Вещь эта пользовалась огромным успехом, а меня упрекали, будто я потрафляю мещанскому вкусу. Попадало мне очень за «Цыганку», как ее окрестили на заводе, и в прессе, и на собраниях. В то же время те, кто упрекал за мещанство, звонили и просили помочь приобрести ее. А сорок лет спустя завод возобновил выпуск «Земфиры».

''Земфира'', 1948-1949. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, высота 26 см.Государственный музей керамики в Кусково, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля''Земфира'', 1948-1949. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, высота 26 см.
Государственный музей керамики в Кусково, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

«А.А. ПУШКИН И Н.Н. ГОНЧАРОВА»

- Эту работу выставили во Всероссийском театральном обществе  в 1948 году. Совет посмотрел. Тогда без Совета ничего нельзя было. Так вот, Совет посмотрел, и кто-то из художников, авторитетных, не помню уже кто, сказал:

- Если Гончарова встанет, то он будет ей по пояс.

- Я сказала:

Она не встанет. И все рассмеялись, и всё обошлось.

''А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова''.Модель 1947-1948 года. Фарфор, роспись, 21х16,5х13,5 см.Рязанский государственный областной художественный музейимени И.П. Пожалостина''А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова''.
Модель 1947-1948 года. Фарфор, роспись, 21х16,5х13,5 см.
Рязанский государственный областной художественный музей
имени И.П. Пожалостина

"ДЕВОЧКА С БАБОЧКОЙ"

- Ее звали Майра, не очень благополучно в семье… Она меня просила на каждом сеансе:

- Тетя Аста, пожалуйста, не отдавайте деньги маме.

А денег-то, ну что тогда платили модели? Глупости просто. Словом, закончилась лепка. Я отдаю ей какие-то совсем небольшие деньги. И что ты думаешь? Это бедное дите на все купила мороженое! Тяжелейшая ангина! Я потом месяц ездила к ней в больницу.

''Девочка с бабочкой'', 1952. Фарфор, роспись.Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля ''Девочка с бабочкой'', 1952. Фарфор, роспись.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

"ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ"

- Пушкин для меня самый великий и самый близкий человек на земле. И нет никого прекраснее. Мне хотелось собрать всю семью воедино, хотя бы потому, что никто из художников этого не делал. «Машка, Сашка, Гришка и Наташка», – так звал своих детей Пушкин. Хотелось оживить группу с детьми в противовес как бы застывшему Пушкину, я была рада, что придумала мячик, которым играют «Сашка с Гришкой».

Там, за пределами этой сцены – Чёрная речка, дуэль, смертельная рана. На диванчике, между фигурой Пушкина и «букетом» – группой Натали с детьми – лежит «колокольцовская» шаль, в которой юная красавица была на балу в Аничковом, где ее видел Император… Эта шаль как бы делит композицию на светскую жизнь и… вечность.

Когда лепила, у меня было такое чувство, что он сейчас переоденется и уйдет на Чёрную речку, чтобы никогда не вернуться, уйдет в бессмертие.

''Последний день'', 1984. Фарфор, 32х20,5х28,5 см.Государственный музей А.С. Пушкина''Последний день'', 1984. Фарфор, 32х20,5х28,5 см.
Государственный музей А.С. Пушкина

 ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ

- Пришлось уговаривать весь Дулевский завод, что главный человек - это человек футляре. Он был несчастный. Вот Варенька. Она же хотела за него замуж. Она его не любила, она его за человека не считала. Он-то в общем пренесчастный человек. Только когда он уже лежал в гробу, он почувствовал, что он при деле. А так все время все его обижали, ее брат, молодой человек, спустил его с лестницы, 50-летнего с чем-то человека. Подумаешь, какая доблесть!

Нет, я против, он хороший!

''Человек в футляре'' (по одноименному рассказу А.П. Чехова), 1978.Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, высота 30 см.Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова ''Мелихово''''Человек в футляре'' (по одноименному рассказу А.П. Чехова), 1978.
Фарфор, роспись подглазурная и надглазурная, высота 30 см.
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова ''Мелихово''

«КРАСНАЯ КНИГА»

Перед нами белый медведь, сидит, опершись на вертикально стоящую «Красную книгу». У него на лапе сидит птичка – красногрудая цесарка.

- Медведь и охраняет птичку, говорила Аста Бржезицкая. - Разве книга может? Даже красная. А его лицо никого не напоминает? Ростислав Плятт – добрейшая душа.

''Красная книга'', начало 1980-х. Фарфор, роспись, высота 15,5 см.Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.Народный артист СССР Ростислав Плятт (1908-1989) ''Красная книга'', начало 1980-х. Фарфор, роспись, высота 15,5 см.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Народный артист СССР Ростислав Плятт (1908-1989)

 ПЕГАС (БЕЛЛА АХМАДУЛИНА ЧИТАЕТ СВОИ СТИХИ ПЕГАСУ)

- Не скажу, что Пегас в восторге от стихов Беллы Ахмадулиной, но благосклонен – повернул, чуть опустив, голову, и слушает. Но ведь и Белла еще совсем девочка, у нее все впереди. А если спустился, да они так уютно расположились, значит, расслышал ее голос, там, в вышине.

''Пегас'' (Белла Ахмадулина читает свои стихи Пегасу), 1986. Фарфор, роспись, позолота.Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля''Пегас'' (Белла Ахмадулина читает свои стихи Пегасу), 1986. Фарфор, роспись, позолота.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Белла Ахмадуллина (1937-2010)Белла Ахмадуллина (1937-2010)

(Текст по: Вильям Мейланд. «Под знаком Асты», журнал «Столица», 1993; выставка «Фарфоровый народец Асты Бржезицкой», сайт izi.travel/ru)

 

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск