С детства Асту Бржезицкую (1912-2004) завораживали музыка, литература и театр. О них постоянно велись разговоры в кругу матери-художницы и отца-скульптора. Как-то 10-летнюю девочку родители отвели на премьеру «Принцессы Турандот». Воспоминание о легендарном спектакле Евгения Вахтангова, поставленном в 1922 году, Аста Давыдовна пронесла через всю жизнь.
В 1963-м главный режиссер Театра имени Евгения Вахтангова Рубен Симонов возобновил спектакль с лучшими силами нового поколения артистов - Юлией Борисовой, Николаем Гриценко, Михаилом Ульяновым, Юрием Яковлевым, Василием Лановым, Людмилой Максаковой. Руководство театра выделило знаменитой уже к тому времени художнице место в оркестровой яме. На каждый спектакль Аста Давыдовна приходила с карандашом и зарисовывала в блокнот актеров. Так Бржезицкой была создана одна из лучших ее фарфоровых сюит, которую она назвала «Вахтанговцы».
А еще Аста Давыдовна обожала Андрея Миронова, с родителями которого - актерами Марией Мироновой и Александром Менакером, была дружна. Андрея Миронова, артиста Московского театра сатиры, можно узнать сразу в нескольких статуэтках. То он в роли Хлестакова словно парит над подобострастно внимающими чиновниками, то - уже в образе Фигаро - хорохорится перед невидимыми зрителями. Хрупкие творения Бржезицкой без преувеличения можно назвать «спектаклем в фарфоре».
В 2012 году в Московский театральном музее имени А.А. Бахрушина проходила персональная выставка Асты Бржезицкой «Театр и литература в творчестве скульптора». Побывавший на ее открытии известный театровед Борис Поюровский написал, восхищаясь:
- На какую бы вы работу ни посмотрели, они все лишены статики. Все в движении, все - в диалоге! По работам Асты Бржезицкой иногда можно представить спектакль куда лучше, чем по рецензиям и по фотографиям.
ЭЛЬВИРА МОГИЛЕВСКАЯ