Авторы

Страницу подготовила София ТУГАРИНОВА, кандидат искусствоведения

Николай АТЮНИН, (5 августа 1920 - 11 декабря 2006), родился в селе Троицкие Росляи, Тамбовская область.

В 1938 поступил в Московское художественное училище имени М.И. Калинина. Будучи третьекурсником, в 1940 был призван в ряды Красной Армии, при этом не прекращал заниматься любимым делом.

Участник Великой Отечественной войны. Служил мотористом в войсках морской авиации на Дальнем Востоке. Сержант. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «300 лет Российскому Флоту» и другими.

В 1946, вернувшись из армии, поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ) на отделение монументально-декоративной скульптуры. Ректор института Александр Дейнека, увидев работы Николая Атюнина, принимает его сразу на второй курс. Педагоги: Е.Ф. Белашова, Г.А. Шульц, А.Е. Зеленский.

Дипломная работа – скульптура для фонтана на тему «Материнство» (руководитель Л.М. Писаревский).

В 1950 окончил институт.

C 1951 постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

С 1956 член Союза художников СССР. В это время Николай Атюнин работает в мелкой пластике, создает множество анималистических работ, а также произведения декоративно-паркового характера. Кроме того, он сотрудничает с производственными организациями Художественного фонда и Каслинским заводом чугунно-художественного литья в Челябинской области («Дерущиеся козероги», «Маугли», «Северный мотив», «Скарпена», «Портрет Ф.Э. Дзержинского»).

Результатом работы в творческих группах в Доме творчества им. Т. Залькална в Дзинтари (Латвия) и в Гжели (Московская область) стали произведения в фарфоре и майолике («У водопоя», «Пеликаны», «Маленькая хозяйка», «Лебеди», «Белый медведь», «Щука», «Мамонт»).

В 1960-е под впечатлением от поездки по странам Средиземноморья, а также вокруг Африки, Николай Атюнин создает цикл африканских работ («Идущая негритянка», «Негритянка с ребенком», «Мальчик-писец», «Освобожденная Африка»).

В 1970-1980-е скульптор работает с разными материалами и создает целый ряд анималистических произведений в керамике, бронзе, майолике («Зубр», «Играющие медвежата», «Проводы», «Лежащая», «Материнство (медведица с медвежонком)», а также композиции с обнаженной натурой в дереве, бронзе, керамике, мраморе («Утро», «Отдых»).

Появляются работы, задуманные ранее и посвященные образу Ф.Э. Дзержинского, с внучкой которого Николай Атюнин был хорошо знаком и которая считала его портреты Ф.Э. Дзержинского наиболее достоверными (в 1965 в Курске был установлен памятник Ф.Э. Дзержинскому из бетона; в 1975 - в Оренбурге, из бронзы и гранита).

В 1980-1990-е Николай Атюнин продолжает работать с обнаженной натурой («Сидящая», «Обнаженная», «Купальщица», «Сон», «Пробуждение», «На пляже»). Он обращается также к жанру портрета, создав целый ряд образов своих современников, коллег по цеху, деятелей культуры. Среди них – портрет архитектора, лауреата Государственных премий СССР, профессора Владилена Красильникова; режиссера Симферопольского драматического театра им. М. Горького Анатолия Новикова; архитектора, лауреата премии Совета Министров СССР Лидии Волковой.

В тот же период Николай Атюнин начал создавать монументальные произведения в сотрудничестве с архитекторами:

1978-1979 Композиция, посвященная 40-летию Турксиба, для Казахстана (совместно со скульптором Д.Г. Элбакидзе и архитектором Л.А. Немлихером);

1983 Фриз на тему «Труд» для главного входа на территорию завода «Сельхозмашина» в городе Новая Каховка (Херсонская область, Украина);

1997 Декоративно-монументальные работы для Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького (Симферополь, Крым):
- композиция «Театр» (бетон);
- памятная доска артистам-подпольщикам для фасада исторической части театра (бронза);
- эмблема театра для фасада служебного корпуса (кованый алюминий).

С 1995 по 2005 совместно с супругой, архитектором Л.М. Волковой, работал над созданием монументальной и декоративно-парковой скульптуры для крупного архитектурного ансамбля Культурного центра завода «Серп и молот» в Харькове (Украина), а также над художественно-декоративным оформлением территории комплекса Музея игрушки в Сергиевом Посаде (Московская область). Создавая множество эскизов, Николай Атюнин мечтал воплотить все свои замыслы, а также реализовать новые подходы к скульптуре. Однако эти планы не осуществились из-за социальных и экономических потрясений в нашей стране на изломе эпох.

Последние работы, созданные скульптором в мастерской во Владыкино, – это эскизы на театральные темы, эскизы композиции «К революционным событиям 1905 года в Хамовниках», «Плотогоны», а также произведения из задуманного им цикла «Портреты выдающихся людей» (композитора М.П. Мусоргского, офтальмолога С.Н. Федорова).

Николай Атюнин был награжден дипломами Московского союза художников РСФСР, Московской городской организации Художественного фонда РСФСР.

Участвовал в работе творческих организаций, являясь членом художественных советов, а также членом центрального совета Всесоюзной художественной лотереи.

 

ГЛАВНОЕ О НИКОЛАЕ АТЮНИНЕ

"Увидеть прекрасное в обычном". Персональная выставка в Государственном Дарвиновском музее. Москва, 2013. Фоторепортаж Марии Тихоновой.

 

Николай Атюнин о себе 

- С возрастом человек становится склонен к уединению. Но все же общение с людьми – это самое главное условие человеческого счастья. Поэтому когда меня спрашивают, что я понимаю под словом счастье, я, не колеблясь, отвечаю: счастье – это радость общения.

(Из заметки Николая Атюнина «Палитра истории». Газета «Ветеран», № 33, 2002)

 

О творчестве Николая Атюнина

- Почему-то часто так случается, что живой интерес к творчеству художника, желание увидеть и оценить его в целом, расслышать, о чем свидетельствовал он Миру, возникает, увы, лишь тогда, когда он уходит из жизни. И тогда спохватываешься и осознаешь, что жил и работал рядом с ним долгие годы, о многом так и не спросив его, не узнав, не поняв.

Если различать историю как знание и историю как претерпевание, то на долю ровесников Николая Ивановича Атюнина выпало претерпеть вместе со своей страной почти весь трудный, трагичный двадцатый век. Начав учиться в художественном училище, он с третьего курса в 1940 году был призван в армию и вернулся в искусство лишь по окончании войны. Вернулся, чтобы никогда с ним не расставаться до последнего дня жизни.

Художником Николай Атюнин был органичным и естественным. Таким же он был и человеком. Простым, достойным, всегда доброжелательным. Я никогда не слышала от него ни одного дурного слова, сказанного о ком-либо.

Заядлый охотник и рыболов, он страстно любил и хорошо знал природу, перенося эту любовь и знание в свою анималистическую скульптуру.

Мастер малых форм, портретист, последние десятилетия он много и успешно работал в архитектуре вместе с женой, архитектором Лидией Марковной Волковой. Каждый осень они привозили из своей деревни на Смоленщине сделанные за лето рисунки, акварельные и масляные натурные этюды – пейзажи и натюрморты.

Людмила МАРЦ

(Текст из каталога «Николай Атюнин. Скульптура», Москва, 2007)

 

Произведения находятся

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Государственный Дарвиновский музей, Москва.

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Москва.

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музей Победы). Москва.

Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские», Московская область.

Раменский историко-художественный музей. Московская область.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Музей Чеченской Республики, Грозный.

Дом-музей Ф.Э. Дзержинского, Кировская область.

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Бавлинский краеведческий музей, Татарстан.

Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

Музейно-выставочный центр Забайкальского края, Чита.

Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки.

Мичуринский краеведческий музей, Тамбовская область.

Лискинский историко-краеведческий музей, Воронежская область.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина», Ульяновск.

 

Библиография
1. Брошюра Николай Атюнин. Скульптура [Изоматериал]: [Кат.]/ Регион. обществ. орг. «Объединение моск. скульпторов»; Вступ. ст.: Л. Марц, Л. Волковой. – М., 2007. – 36 с.: в осн. ил. (В обл.)
2. Н.И. Атюнин [Изоматериал] : [Буклет]. – Москва : Советский художник, 1986. – 1 л., слож. 4 раза : ил., портр.; 17 х 13 см. – (Московские художники).

Биография Николая Атюнина подготовлена на основе материалов, написанных вдовой скульптора – Лидией Марковной Волковой.

Автор выражает особую благодарность и признательность сотруднику Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Евгению ГРУЗДОВУ, а также сотруднику Государственного Дарвиновского музея Антонине НЕФЕДОВОЙ за отклик, помощь и неравнодушие.

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск