Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Татьяна ЧЕБОТАРЁВА (27 ноября 1953 – 22 сентября 2020), родилась в Москве.
Окончила: Московскую художественную школу №3; Московский технологический институт (ныне Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС), факультет декоративно-прикладного искусства, специальность-художник декоративно-прикладного искусства.
Член Московского союза художников, Объединения московских скульпторов (1992).
Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставок.
Персональные выставки: Москва, 2014; Королевский историко-художественный музей, Московская область, 2016.
Участник и победитель конкурс произведений мелкой пластики для тиражного производства на Мытищинском заводе художественного литья, Московская область (1987).
Участник и победитель конкурса на создание декоративных фонтанов, Бабушкинский скульптурный комбинат, Москва (1987, 1988).
Диплом и премия Московского отделения Художественного фонда РСФСР (в номинации «Лучшая работа года») за создание декоративных и игровых элементов в дереве с авторской росписью для детской площадки (1990).
Участник (призовое место) конкурса на создание Памятника соленому огурцу. Продюсерский центр «Князевъ», Москва (2004).
Преподавательская деятельность: МАРХИ (1987-1990), РГУТИС (2000-2010), МФЮА (2010-2020).
Персональная выставка "С любовью к Тургеневу". Дом-музей И.С. Тургенева, Москва (2021).
Работы хранятся в Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева, частных собраниях России и за рубежом.
О себе
«Родилась в Москве. Закончила художественный факультет МТИ по специальности «декоративно-прикладное искусство». Это в широком смысле слова и так написано в дипломе. А в узком смысле слова и фактически мы занимались «скульптурой малых форм». Эта замечательная специальность дала нам возможность ознакомиться и попробовать себя в самых разных материалах.
Мы резали из поделочных камней, даже из очень твердых типа яшмы и сердолика. Пробовали рубить мрамор и гранит. Учились работать по металлу - паять, чеканить, гравировать, делать ювелирные украшения.
Резали дерево самых различных пород и самыми различными способами. Мы выезжали на производственную практику в знаменитое дагестанское село Кубачи, где живут и работают серебряных дел мастера. Перенимали у них многовековой опыт работы с металлом. Резали фигурки из поделочного камня на камнерезных производствах Урала (в Кунгуре, Красном Ясыле).
Единственным условием нашего обучения было - не прикасаться к керамике. То есть теоретически - сколько угодно. Экскурсии на производство - пожалуйста. Только не практика. Программа этого почему-то не предусматривала.
Керамика была для нашей группы запретным плодом. Тщетно мы уговаривали наших педагогов изменить программу, ничего тогда у нас не вышло.
Заветная мечта освоить керамику начала сбываться в середине девяностых - когда на Бабушкинском скульптурном комбинате организовались творческие группы по керамике и металлу. Благодаря этим группам московские скульпторы получили возможность выполнять свои работы в материале. До этого в советскую эпоху на художественных выставках чаще всего выставлялись гипсы, в лучшем случае тонированные под бронзу. Теперь гипсовых скульптур на выставках практически не встретишь.
Но надо заметить, что в советские времена тот же скульптурный комбинат обеспечивал скульпторов работой. Существовало распределение, и можно было, записавшись в журнал, дождаться какого-нибудь хорошо оплачиваемого заказа.
Помню мне досталось задание выполнить портрет одного из пионеров-героев Великой Отечественной войны - Вали Котика. Мальчик погиб, и от него не осталось ни одной фотографии, так как он жил в деревне, а фотографа там не было.
Пришлось лепить портрет с собственного сына. Когда работа была готова, политика в стране резко поменялась, и заказчик, начальник пионерского лагеря, узнав, что пионеры уже готовы в мраморе, закричал, что они ему не нужны и если их привезут, то он их выбросит в болото. Видимо он так и поступил, чтобы никто не заподозрил его в почитании героев.
А еще мне довелось создать деревянную детскую площадку для совхоза под Костромой. Она так понравилась коллегам, что меня премировали дипломом «Лучшая работа года». Затем выигрывала конкурсы на серийные фонтаны, конкурсы на мелкую пластику для литья.
Много преподавала. Участвовала и продолжаю участвовать во всевозможных выставках.
Могу смело утверждать, что примерно сто моих рисунков находятся в частных собраниях Франции. Их туда увезла одна предприимчивая дама русского происхождения с обещанием продать в своей галерее. С тех пор я ее не видела, не слышала, и след ее простыл...
(Статья «Керамика». Запретный плод»)
г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3
Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru
Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00
Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51
Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21