Ольга КАРЕЛИЦ, родилась в 1955 году в Донецкой области, Украина.
Окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова, мастерская Л.Е. Кербеля (1975).
Член секции скульптуры МСХ и ОМС.
Участник российских и международных симпозиумов, фестивалей и выставок, в том числе: в Штутгарте, Германия (1989, 1991, 1993), Серре ди Рапполано, Италия, (1992), Амстердаме и Гауде, Голландия (1994, 1998 и 1999), Франкфурте-на-Майне, Германия (1995) и многих других.
Многочисленные выставки в Москве (с 1987).
Почетный член Российской академии художеств (2023).
Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Театральном музее имени А.А. Бахрушина (Москва), музее керамики Музея-усадьбы «Кусково» (Москва), музее Сарова (Нижегородская область), частных коллекциях России и за рубежом.
Ольга Карелиц о себе
«Однажды папа нарисовал мне котика из двух шариков и закорючки, я помню, как поразило меня то, что можно, водя карандашом по бумаге, что-то изобразить.
Не помню, сколько мне было лет, но с тех пор это и стало моим любимым занятием (что-то изображать).
Лет в пять бабушка повела меня в кружок по рисованию. Она искала в своих внучках какие-либо таланты, так как свой большой талант к пению ей пришлось «зарыть в землю» ввиду мировых катаклизмов (революции, войны и пр.).
Бабушка была уверена, что талант передается через поколения и в другом качестве. Она же потом и отвела меня поступать в МСХШ. Но тут я забросила живопись и начала лепить.
С тех пор не могу оторваться от этого занятия. В МСХШ учит сама атмосфера. Педагоги не очень вмешивались в процесс, родители ничего в искусстве не понимали (папа — инженер, мама — филолог).
А в художественном институте им. Сурикова я выбрала мастерскую Кербеля. Лев Ефимович меньше других довлел над студентами, давал самостоятельно развиваться, конечно, в рамках соцреализма. Это были 1973-1979 годы.
И вот, окончив институт, совершенно не зная, что делать дальше - ведь в институте не учат творческому процессу, — вышла замуж и родила дочь.
Но тут обо мне вспомнили друзья по институту и школе и позвали на творческую дачу в Переславль- Залесский. Вот где можно было многому научиться!
Собрались молодые и не очень скульптуры и живописцы из разных городов. Руководителем была Ю. Устинова, и я считаю, что эта поездка дала мне заряд на всю дальнейшую творческую жизнь.
Потом еще были поездки на творческую дачу и тоже интересные. Там можно было работать и с натурой, и в камне, и в керамике, и даже в металле.
В 1985 году я получила мастерскую, в подвале с крысами, но это была возможность работать не только на творческой даче. Даже делать заказы (трехметровых солдат и детские площадки).
А в 1989 году первый раз я поехала с выставкой в Штутгарт (Германия). Завязала дружбу с тамошними художниками и еще несколько раз ездила туда же с выставками.
Побывала в Италии и Голландии. Были также симпозиумы по камню в Тольятти, Москве, Владимире и Сере ди Раполано (Италия).
На Московский скульптурный комбинат и сейчас можно прийти и рубить там в камне творческие вещи.
Когда женщины работают на публике в камне (например, «Музеон»), многие зеваки спрашивают: «Как же они таким тяжелым трудом заняты?»
Владимир Буйначев, постоянный руководитель симпозиумов и творческих групп, отвечает: «Скульптура в камне требует не физических усилий, а творческих, духовных».
И действительно, сам процесс рубки и обработки доставляет только удовольствие, но потом, когда вещи приходится возить по выставкам, грузить и таскать, - даже мужику одному не справиться.
Со временем пришлось отказаться делать то, что сама не в состоянии поднять, и теперь я работаю в основном в шамоте. Можно сделать большую вещь и при этом самой погрузить и отвезти на любую выставку.
Теперь у меня отличная, но небольшая мастерская, и возникает другая проблема: куда ставить. Может, придется делать надувную скульптуру? Ведь остановиться и не работать — невозможно.
Я предпочитаю не заказные работы и не ориентируюсь на заказчика. Стараюсь отталкиваться в своем творчестве от как можно более древнего понимания формы и духовных задач скульптуры.
Мне кажется, древние, совсем древние, знали, зачем они это делают, а мы утратили это знание».
(Из книги «Женщины-художники Москвы: путь в искусстве», Москва, 2005)
Фото: «Арт-пространство»