Фото: собрание Музейно-краеведческого центра «Дом Позняковых» (Таруса Калужской области)
ГЛАВНОЕ О НАДЕЖДЕ КРАНДИЕВСКОЙ
Надежда Крандиевская. Портреты.
Надежда Крандиевская. Монументальные произведения
Надежда КРАНДИЕВСКАЯ (13 (25) августа 1891 - 19 июня 1963), родилась в Москве.
Мать - Анастасия Тархова, писательница; отец - Василий Крандиевский, публицист и издатель; сестра Наталья - поэтесса, жена писателя А.Н. Толстого; Муж - Петр Файдыш, архитектор; сын - Андрей Файдыш-Крандиевский, скульптор.
1909 Окончив женскую гимназию В.В. Потоцкой, подает прошение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
По уставу Училища от 1896 года женщины имели право поступать только в качестве вольнослушательниц и после его окончания, выдержав экзамены по курсу вспомогательных наук, могли получить звание учителя рисования в гимназиях.
Крандиевская успешно сдала вступительные экзамены и в числе тринадцати человек была принята в Училище. В конкурсе на поступление в Училище в 1909 году участвовало до трехсот человек, многие из них пытались поступить несколько лет подряд. А некоторые, в отличие от Крандиевской, имели уже большую художественную подготовку, окончив Строгановское училище[1].
1910-1911 Крандиевская делает большие успехи в Училище. Она переведена по рисованию - из начального в головной класс, затем - в фигурный; по скульптуре - из фигурного в натурный класс. В следующем, 1911-1912 учебном году Крандиевская переведена по рисованию - из фигурного в натурный класс, который оканчивает, а по скульптуре - из натурного в высший класс.
Руководитель скульптурной мастерской в Училище - С.М. Волнухин, учениками которого в разное время были А.С. Голубкина, С.Т. Конёнков, В.Н. Домогацкий и другие в будущем знаменитые советские скульпторы.
1911 Крандиевскую приглашают участвовать в выставке «Союза русских художников», что было большой честью для начинающей, двадцатилетней художницы. На выставках «Союза» в эти годы блистали имена А.Е. Архипова, В.М. Васнецова, К.А. Коровина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, К.Ф. Юона. Среди скульпторов были: А.С. Голубкина, С.Т. Конёнков, А.Т. Матвеев, П.П. Трубецкой.
1912 Архитектор А.К. Иванов предлагает Крандиевской принять участие в оформлении декоративной скульптурой интерьера нового здания коммерческого банка в Симферополе. Этот заказ свидетельствовал о том, что уже первые работы молодого скульптора обратили на себя внимание профессионального сообщества. Однако Крандиевская отказалась от этого предложения.
В этом же году вместе с В.И. Мухиной Крандиевская начинает учиться в парижской «Académie de la Grande Chaumière», где преподавал знаменитый скульптор Э.А. Бурдель.
Во многом указания Бурделя сходились с волнухинскими. Здесь Крандиевская слышит о внутренней форме, построении каркаса, об отношении объемных масс, пластическом решении пространства.
Позже в своих до сих пор неизданных воспоминаниях, посвященных С.М. Волнухину, Крандиевская отметит:
- Те же мысли Волнухин доводил до нашего сознания простым языком, иллюстрировал образными сравнениями. Напротив, Бурдель оперировал заумными выражениями, от которых кружилась голова, как от неразрешимых мировых проблем.
1913 Возвращается из Парижа в Москву.
1914 Оканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Выходит замуж за Петра Петровича Файдыша, учившегося на архитектурном отделении Училища.
1915 Создает в мраморе один из самых известных своих портретов с натуры - молодой московской поэтессы Марины Цветаевой. Скульптор хорошо знала ее семью, училась в одной гимназии с сестрой М. Цветаевой.
1916 На выставке «Мир искусства» экспонируется произведение «Сидящая девушка» (натуральная величина). Всю работу в камне Крандиевская выполнила сама, без помощи мраморщиков. Работа была приобретена одним из меценатов, а после Октябрьской революции передана Никитскому ботаническому саду в Ялте, где до сих пор украшает его пейзаж.
1917 После Октябрьской революции активно включается в новую художественную жизнь, становится участником ленинского плана монументальной пропаганды.
1918 На собрании Московского профессионального союза скульпторов-художников, в соответствии с ленинским планом, Крандиевской поручают выполнить памятник Григорию Сковороде. К идее воздвигнуть монумент выдающемуся украинскому философу и писателю XVIII века власти возвращались не раз, но он так и не был установлен.
С 1918 Начинает заниматься педагогической деятельностью, преподает в классе скульптуры Сущевско-Марьинской районной школы-студии, затем - в школе живописи и скульптуры Кузнецка в Саратовской губернии.
В 1919 Возвращается из Кузнецка в Москву.
1920 10 января у Надежды Крандиевской и Петра Файдыша родился сын, которого назвали Андреем. Андрей Петрович Файдыш-Крандиевский (1920-1967) станет известным скульптором, лауреатом Сталинской премии первой степени, членом-корреспондентом Академии художеств СССР, автором знаменитого монумента «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства», который в 1964 году установят в Москве.
В 1920 году Крандиевская вступает в артель «Монолит» при отделе Изо Наркомпроса, вместе с другими известными скульпторами участвует в конкурсе на создание монумента «Освобожденному труду» для Москвы. На закладке памятника, который так и не был установлен, присутствовал В.И. Ленин.
С 1921 Руководит скульптурным классом в московском техникуме кустарной промышленности.
С этого времени Крандиевская выдвигается в ряд ведущих советских скульпторов, ее работы экспонируются на выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР), Общества русских скульпторов (ОРС). Крандиевская создает многочисленные портреты героев Октябрьской революции и Гражданской войны, писателей и поэтов новой советской эпохи.
Конец 1920-х Принимает участие в работе Всероссийского кооперативного товарищества «Художник» («Всекохудожник»), выполняет портреты для клубов, дворцов культуры и общественных учреждений.
В начале 1930-х Вместе с мужем и детьми переезжает в отдельный дом в кооперативном поселке художников «Сокол». Дом, как и поселок, находящийся сегодня почти в центре Москвы, сохранился.
1930-е Создает скульптуры на спортивную тематику: «Толкатель ядра», «Волейболистка», «Футболист», «Боксер», «Женщина-пловец», получившие массовое тиражирование.
1936-1938 В составе творческого коллектива под руководством М.Г. Манизера участвует в скульптурном оформлении Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека).
1937 «Портрет С.М. Буденного», исполненный Крандиевской в бронзе, отмечен Большой золотой медалью на международной выставке в Париже.
1940-1941 Совместно с мужем - архитектором с П.П. Файдышем работает над скульптурным оформлением строящегося на площади Маяковского в Москве здания гостиницы НКВД (архитектор Д.Н. Чечулин). Ныне это гостиница «Пекин». После Великой Отечественной войны работу Крандиевской и Файдыша завершит Н.В. Томский с коллективом скульпторов, внеся некоторые изменения в первоначальные эскизы.
1941-1945 В годы войны выполняет портретную серию выдающихся деятелей советской культуры - композиторов, артистов, художников.
1942 За «антисоветскую агитацию, пораженческие настроения, клевету на Красную Армию» арестован муж Крандиевской - П.П. Файдыш. Он был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Погиб в Омском лагере в 1944 году, реабилитирован в 1958-м.
Середина 1940-х – 1950-е Крандиевская выполняет ряд надгробий, установленных на Новодевичьем кладбище Москвы, а также надгробный памятник писателю В.Г. Короленко в Полтаве. Мемориальные работы Крандиевской получают высочайшую оценку со стороны широкой общественности и скульпторов.
1962 В Москве к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности открывается персональная выставка Крандиевской, на которой также экспонируются ее графические произведения.
1963 Вскоре после смерти Натальи Крандиевской, похороненной на городском кладбище Тарусы в Калужской области, знаменитый советский скульптор Николай Томский напишет:
- Помню первую встречу с ней в 1942 году в Москве, после моей эвакуации из Ленинграда. Своим участием в судьбе моей, чисто человеческим и творческим. Надежда Васильевна стала для меня как вторая мать.
Необыкновенные душевные качества ее помогли многим переносить трудности и невзгоды. Общительный, жизнерадостный человек, она стремилась делиться своим опытом, знанием и делилась щедро. Не забыть ее маленький уютный дом, в котором всегда можно было встретить людей искусства, поговорить и поспорить о новой картине, театральной постановке, о новом романе.
Неизменно душой общества, его «бродилом» была добрая, заботливая хозяйка дома. Вокруг нее всегда создавалась атмосфера искусства, внимания ко всему талантливому, прогрессивному. У нее была обаятельная улыбка. Лицо ее, когда она радовалась картине, книге или цветку, буквально преображалось, расцветало.
И всем нам, а главное нашим молодым скульпторам, следует помнить пример этого талантливого художника и человека, искренне радовавшегося всему новому, здоровому; пример достойного служения искусству»[2].
Основные монументальные произведения
1916 «Сидящая девушка», мрамор. Никитский ботанический сад, Ялта, Крым.
1936 Фигуры Рабочего, Крестьянки, Пилота, Спортсменки, бетон. Совместно с Л.М. Писаревским. Парапет кинотеатра «Мир», Нижний Новгород.
1937-1938 Бюсты-медальоны Архимеда, Г. Галилея, Н. Коперника, Ч. Дарвина, И. Ньютона, М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, К.А. Тимирязева, Ш. Руставели, бронза; фигуры Колхозницы, Рабочего, бетон. Архитекторы Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Фасад и крыша Российской государственной библиотеки, Москва.
1940-1941 Барельеф, фигуры Рабочего, Колхозницы, Воина, бетон. Эскизы. Совместно с П.П. Файдышем, архитектор Д.Н. Чечулин. Главный вход и крыша гостиницы «Пекин». Работа выполнена после Великой Отечественной войны творческим коллективом под руководством Н.В. Томского по первоначальным эскизам Крандиевской и П.П. Файдыша.
1944 Надгробный памятник Наде Шаталиной, мрамор. Архитектор И.В. Жолтовский. Новодевичье кладбище, Москва.
1945 Надгробный памятник Герою Советского Союза, гвардии старшему лейтенанту Ю.Н. Зыкову. Гранит. Новодевичье кладбище, Москва.
1946 Фигура Христа, камень. Усыпальница Рекк-Третьяковых, Введенское кладбище, Москва.
1949 Надгробный памятник С.Э. Егоровой, мрамор. Новодевичье кладбище, Москва.
1952 Надгробный памятник генерал-майору авиации Г.Д. Баньковскому, гранит. Новодевичье кладбище, Москва.
Бюст К.А. Тимирязева для актового зала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, гранит. Москва.
1954 Надгробный памятник Герою Советского Союза, полярному исследователю П.П. Ширшову, мрамор, гранит. Новодевичье кладбище, Москва.
1962 Надгробный памятник писателю В.Г. Короленко, бронза, гранит. Архитекторы В.А. Пасечный, Л.С. Вайнгорт. Литературно-мемориальный музей В.Г. Короленко, Полтава, Украина.
Основные выставки
1911-1912 IX выставка картин «Союз русских художников». Москва. (1911-1912), С.-Петербург (1912).
1913-1914 ХІ выставка картин «Союз русских художников». Москва (1913-1914), С.-Петербург (1914).
1915-1916 ХІІІ выставка картин «Союз русских художников». Москва (1915-1916), Петроград (1916).
1916 Выставка «Мир искусства». Москва.
1919 1-я, 2-я и 4-я выставки Московского хранилища произведений современного искусства. Москва.
1920 Выставка конкурсных проектов на памятник «Освобожденному труду» в Москве. Москва.
1-я Государственная выставка искусства и науки. Казань.
1921 Выставка произведений живописи, скульптуры и архитектуры «Мир искусства». Москва.
1922 XVI выставка картин «Союз русских художников». Москва.
1922-1923 XVII выставка «Союз русских художников». Москва.
1923 Художественная выставка «Красная Армия». 1918-1923. Москва.
1925 Выставка картин Московского общества художников «Жар-цвет». Москва.
1926 Государственная художественная выставка современной скульптуры. Москва.
Постоянная художественная выставка. Москва.
1927 2-я выставка скульптуры «Общество русских скульпторов». Москва.
1928 Х выставка АХРР (к десятилетию РККА). Москва.
1929 ХІ выставка АХРР «Искусство в массы». Москва.
1930 Выставка «Красная Армия в советском искусстве». Москва.
1930-1931 Выставка «Социалистическое строительство в советском искусстве». Москва.
1931 1-я выставка общества «Союз советских художников». Москва.
Выставка «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве». Москва.
1932 Выставка работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства. Москва.
1933 Выставка «Художники РСФСР за XV лет» (1917-1932). Москва.
Выставка «15 лет РККА». Москва.
1934 Юбилейная выставка картин, посвященных Первой Конной Красной Армии. 1919-1934. Москва.
Отчетная выставка произведений художников, командированных Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом РСФСР, "Всекохудожником", МOCCX, Москва.
1935 Осенняя выставка живописи и скульптуры. Москва.
1937 Всесоюзная пушкинская выставка. Москва.
Выставка московских скульпторов. Москва.
Международная выставка «Искусство и техника в современной жизни». Париж
1938 ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота. Москва.
1939 Выставка «Индустрия социализма». Москва.
Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма». Москва.
Выставка, посвященная 20-летию героической Первой Конной Армии. Москва.
Выставка работ женщин-художниц Международному женскому дню. Москва.
1944 Выставка «Героический фронт и тыл». Москва.
1946 Всесоюзная художественная выставка. Москва.
1955 Всесоюзная художественная выставка. Москва.
Весенняя выставка МОССХ. Москва.
1957 Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников. Москва.
Всесоюзная художественная выставка. Москва.
Выставка скульптуры. Москва.
1958 Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Москва.
Выставка произведений советского искусства. Алма-Ата, Казахстан.
1960 Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва.
1961 Выставка произведений московских художников. Москва.
Всесоюзная художественная выставка 1961 года. Москва.
1963 Выставка произведений Надежды Васильевны Крандиевской к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности. Москва.
Работы хранятся
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Всероссийский музей декоративного искусства, Москва.
Всероссийское театральное общество, Москва.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва.
Дом-музей Марины Цветаевой, Москва.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой.
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации Министерства обороны РФ, Москва.
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва.
Государственный Русский музей, С.-Петербург.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург.
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, С.-Петербург.
Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.
Белгородский государственный художественный музей.
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область.
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, Пятигорск, Ставропольский край.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
Кировский областной краеведческий музей имени П.В. Алабина.
Музей изобразительных искусств, Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край.
Музей наукограда Королёв, Московская область.
Мурманский областной художественный музей.
Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Свердловская область.
Никитский ботанический сад, Ялта, Крым.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
Орловский музей изобразительных искусств.
Пермская государственная художественная галерея.
Севастопольский художественный музей имени М.П. Крошицкого, Крым.
Смоленский государственный музей-заповедник.
Тарусская картинная галерея, Калужская область.
Тверская областная картинная галерея.
Мануйловский литературно-мемориальный музей А.М. Горького, Полтавская область, Украина.
Другие музеи и галереи России и стран бывшего СССР.
Частные коллекции в России и за рубежом.
[1] Творческая биография Н.В. Крандиевской составлена по материалам книги «А.В. Парамонов. Н.В. Крандиевская», М., «Советский художник», 1969.
[2] Н. Томский. Светлый мир образов. – «Художник», 1963, № 10, стр. 25.
г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3
Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru
Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00
Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51
Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21