Авторы

Александр Крячко, родился в 1954 году. Член Московского союза художников (2011).

Творческая автобиография

Родился в 1954 году в семье учителей. С 1961 по 1965 годы учился в художественной школе в классах «Рисунок» и «Резьба по дереву» в городе Унгены в Молдове. В 1979 году закончил обучение в военной академии и стал военным инженером-энергетиком.

Закончил военную службу в 1998 году в центральном аппарате Вооружённых Сил России в звании полковника. С этого момента я полностью посвятил себя искусству, которым увлекался всю свою жизнь. На мой выбор пути в искусстве наибольшее влияние оказали три человека: мой отец, священник Александр Мень и скульптор-анималист академик Марц Андрей Валерианович.

У моего отца в жизни было два увлечения. Это иностранные языки и искусство. Замечательный филолог и искусствовед, хорошо знавший литературу и искусство Европы и Азии, мой отец постарался с детства приобщить меня к тем познаниям красоты, которыми он обладал.

Увидев, что я подолгу и с интересом занимаюсь рисованием, отец определил меня в художественную школу, где я за несколько лет многому успел научиться по части рисунка. Там же я однажды случайно попал в класс резьбы по дереву. Меня так увлекла деревянная резьба, что я сразу же захотел заниматься ею.

Дерево – это такой очень «человеческий» материал! Его запах, особая теплота, цвет, красота текстуры, потрясающая энергетика и множество способов обработки произвели на меня незабываемое впечатление.

Я стал учиться в классе резьбы по дереву, но рисунок не бросил и продолжал учиться в этих двух классах ещё четыре года. К сожалению, в 1965 году мои родители разошлись. Художественную школу в городе Унгены мне пришлось оставить и переехать в город Волжский.

На многие годы моё увлечение и занятия искусством были остановлены. Но, заложенное в меня моим отцом в детстве, не прошло даром. То, чему меня научили в художественной школе, совершенно неожиданно проросло во мне, когда после окончания военной академии началась моя офицерская служба. Однажды я случайно увидел и подобрал несколько кусков липы. С этих кусков липы началось моё дальнейшее самостоятельное вхождение в искусство деревянной резьбы.

Я быстро рос в должностях и в воинских званиях, переехал в Москву и постепенно собрал множество различных инструментов и книг по деревянному искусству. В Москве я быстро познакомился со многими людьми, которые так же, как и я, увлекались резьбой по дереву. Но поворотным моментом на моём пути в искусстве стало знакомство через моего отца с одним замечательным и даже гениальным человеком в 1989 году.

Этим человеком был священник отец Александр Мень. К великому сожалению в сентябре 1990 года он был зверски и подло убит. Но его огромное и многостороннее литературное наследие живёт и продолжает оказывать мощное и благотворное влияние на всех, кто к нему прикасается. В юности отец Александр был учеником замечательного художника – анималиста Василия Алексеевича Ватагина.

С отца Александра для меня началось открытие творческого пути Василия Ватагина и целой плеяды его учеников и сподвижников. Огромную помощь в этом открытии мне оказал Государственный Дарвиновский музей, стены и залы которого украшены гениальными произведениями наших художников-анималистов: В.А. Ватагина, И.С. Ефимова, В.В. Трофимова, А.Н. Комарова, К.К. Флёрова и многих других замечательных художников, которые свой творческий выбор посвятили красоте и бесконечному космосу дикой живой природы.

Так состоялся выбор моего творческого пути. Им стала деревянная анималистическая скульптура. В середине девяностых годов прошлого века я уже был довольно опытным и мастеровитым резчиком по дереву, обладавшим большим количеством разнообразных инструментов и навыками обработки дерева.

Но мастерство – это необходимое, но недостаточное условие, чтобы стать настоящим художником. Для этого нужен доброжелательный, очень опытный и вместе с тем беспощадный критик и учитель. Передо мною встала задача найти такого учителя. И мне опять повезло! В 1998 году я случайно познакомился с замечательным скульптором-анималистом. Это был академик Андрей Валерианович Марц.

Почти четыре года общения с ним помогли мне открыть двери в огромный и прекрасный мир искусства. Все свои работы я приносил Андрею Валериановичу на суд. Большинство из этих работ подверглись очень меткому и нелицеприятному порицанию. Я не обижался на жёсткую критику, но старался почувствовать и осмыслить причины своих ошибок. Это дало свои результаты. Критика Андрея Валериановича стала менее жёсткой, он стал разглядывать мои работы дольше и внимательнее, чем раньше. Они стали ему явно нравиться!

Интуитивно и в результате долгих размышлений я смог почувствовать и осознать, в чём состоит творческая свобода художника и как в ней воплощается художественный образ произведения. Эти вещи невозможно объяснить словами. Но это надо обязательно почувствовать и понять! Андрею Валериановичу удалось это до меня донести. Дальнейшее наше общение было неожиданно прервано смертью Андрея Валериановича в конце 2002 года.

Но он мне много рассказывал о своих друзьях, скульпторах-анималистах, и об Объединении художников-анималистов города Москвы, которое создал в своё время Василий Ватагин и его сподвижники.

Моя первая выставка в составе Объединения состоялась в 2004 году в Государственном Дарвиновском музее. Меня здесь встретили весьма доброжелательно. Моя благодарность за доброе отношение ко мне адресована Александру Белашову, Петру Хохловкину, Рамилю Шерифзянову, Артёму Власову, Сергею Цветкову, Владимиру Заботкину, Георгию Смирнову и многим другим замечательным художникам, с которыми я быстро подружился и начал общаться. Именно это общение в среде своих единомышленников и преданных анималистов помогло мне подняться на новый уровень своего творчества и вступить в Московский Союз художников в 2011 году.

С 2004 года общение в среде художников-анималистов, участие во всех их выставках и в настоящее время обеспечивают мой творческий рост и дают надежду на новые впечатления, интересные встречи и новые замыслы.

Каждый художник постепенно формирует и обретает свой персональный творческий почерк. Мой творческий почерк сформировали два обстоятельства: преданность одному единственному материалу - дереву и уверенность в том, что мои скульптурные произведения должны активно общаться со зрителем.

Мои друзья предлагали мне попробовать другие материалы для своих произведений, например, глину, бронзу, шамот, камень. Но оказалось, что дерево, как материал, не терпит конкуренции. Дерево обладает настолько специфическими свойствами, что за много лет работы с ним я привык мыслить только в этом материале и только в нём находить свои образы и замыслы.

Активное общение художественного произведения со своим зрителем прежде всего предполагает некое энергичное эмоциональное движение от скульптуры к зрителю. Тогда между зрителем и скульптурой обязательно возникает прочный контакт, который цепляет и запоминается. В этом состоит моё творческое кредо.

Персональная страница в Facebook

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь-референт правления секции скульптуры МСХ и ОМС
Т.А. Малецкая 8 (495) 472-51-51

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск