Авторы

 

Николай Матвеев, родился в поселке Будунда, Амурская область.

Окончил: Благовещенский педагогический институт (1958); Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого (1974).

Член Союза художников СССР (1975), России.

Директор Пензенских художественных мастерских (1980-1981).

Директор творческой дачи имени Д.Н. Кардовского, Переславль-Залесский (1981-1986).

Председатель правления Пензенского регионального отделения Союза художников России (1990-1992).

Член секции скульптуры МСХ и ОМС (1999).

Участник многочисленных московских, региональных, всесоюзных, российских и международных выставок (с 1968).

Живет и работает в Переславле-Залесском.

 

Из буклета о творчестве Николая Матвеева

Скульптор Николай Афанасьевич Матвеев живет в старинном русском городе Переславле-Залесском.

Попал он туда в 1982 году, когда его пригласили работать директором Дома Творчества имени Д.Н. Кардовского. Строили новые корпуса плохо, не соблюдая установленные нормы. Прежний директор не справлялся со своими обязанностями.

Афанасьич (так любя стали звать художника), в короткие сроки организовал столовую (сам придумал надстроить конусообразную крышу, чтобы снег по весне не залеживался). На территории, голой после стройки, посадили деревья – теперь они уже большие…

Он всегда полностью отдавал себя работе. И когда после пединститута в Благовещенске занимался с мальчишками в детской спортивной школе, и когда, «заболев искусством», уже будучи отцом двоих детей, поехал в Пензу учиться скульптуре, и когда, после окончания училища, принял руководство детской художественной школой.

Но творчество всегда было на первом месте. Еще до получения им диплома о художественном образовании, была отмечена и приобретена Министерством культуры с выставки его работа «Северянка», выполненная в граните.

В 1969 году‚ когда произошли трагические события на острове Даманский и наши пограничники приняли самый настоящий бой, Николай Матвеев и другие художники приехали на заставу.

Так появился портрет в граните воина-пограничника - лаконичный, цельный и одухотворенный. Эта работа также находится в собрании Министерства культуры РСФСР. Целая галерея портретов, созданных талантливым скульптором, нашла свое место в музеях и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.

Во многих городах установлены памятники, созданные Матвеевым в разные годы: В.Г. Белинскому, М.П. Мусоргскому, А.А. Блоку в Пензе и Пензенской области; мемориальный комплекс, посвященный воинам-освободителям, в Гаврилове-Яме Ярославской области и другие.

Николай Афанасьевич Матвеев родился в 1935 году в поселке Будунда на Дальнем Востоке‚ недалеко от слияния могучих рек Зеи и Амура. И, вероятно, неукротимая энергия этих рек‚ удвоенная силой их слияния, создала сильный характер этого человека. Характер, поистине мощный‚ твердый, неукротимый, наделенный удивительной энергией, способный на перемены, но перемены только внешние, не затрагивающие главного стержня - истинного, бескорыстного служения искусству скульптуры, а через него - людям.

Высшее образование Николай Афанасьевич получил, окончив в 1958 году Благовещенский педагогический институт. А в 1964 году он впервые побывал в Москве и посетил Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Впечатление от увиденных картин великих мастеров было настолько острым, что в душе у Николая Афанасьевича созрело, неожиданное, но твердое решение стать художником.

В 1967 Николай Афанасьевич, которому уже за тридцать, поступает на скульптурное отделение Пензенского художественного училища (сразу на второй курс). Конечно, нивелировать разницу в возрасте и  уровне художественной подготовки со своими юными «однокашниками» Николаю Афанасьевичу помог его большой жизненный опыт‚ удивительная энергия и трудолюбие, любовь к выбранному делу и, конечно, его неотразимое обаяние.

После продолжительного перерыва в учебе по семейным обстоятельствам Николай Афанасьевич в 1974 году заканчивает художественное училище. Дипломная работа «Портрет дочери» в мраморе сразу же была принята приемной комиссией на зональную выставку.

На этом художественное образование и становление не закончилось. Многочисленные поездки на Творческую дачу имени Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском, где в то время работали лучшие скульпторы Советского Союза, дали много для становления творческого лица мастера. Уже с 1968 года он участвует в серьезных выставках - краевых, зональных, республиканских‚ всесоюзных, а впоследствии и в международных.

Какие темы, сюжеты волнуют художника в это и последующее время? Конечно, «вечные темы»: жизнь во все ее проявлениях, люди, современники и представители других эпох, выдающиеся и простые; то, как черты лица проявляют характер личности, ее прошлое и настоящее, образ жизни, духовную глубину.

В то в время он создает серию романтических портретов воинов-пограничников, участников боев на острове Даманский. Эти работы были экспонированы на зональной выставке «Советский Дальний Восток» в 1969 году Улан-Удэ. «Портрет С. Рудакова» в граните был приобретен с выставки Министерством культуры СССР.

Вообще портреты у Николая Афанасьевича особенно хороши. Автор сквозь всегда верно найденную внешнюю характеристику раскрывает глубокий внутренний мир портретируемого. На раскрытие глубины образа работает и соответствующий выбор материала. Мрамор, гранит, дерево, бронза или керамика.

Прекрасный пример тому- портрет Любы, выполненный в 2008 году в мраморе, который хорошо передает нежные черты молодой женщины, ее очарование, ее тронутые полуулыбкой губы.

Матвеев очень любит лошадей. Эта тема занимает большое место в его творчестве. С любовью передает он их пластику в движении и в статичном состоянии. Его композиции: «Пушкин на лошади», «Раненый кентавр», «Лермонтов на коне» обладают достоверностью, поэтичностью и философским осмыслением героев.

Много лет Николай Афанасьевич Матвеев работает над образом Александра Невского, мечтает поставить памятник этому незаурядному человеку, который родился в Переславле-Залесском.

Творчество, общественная работа и простой сельский труд не дают душе очерстветь, состариться. В этом весь Матвеев - большой художник и подвижник.

"НИКОЛАЙ МАТВЕЕВ: БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ"

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь-референт правления секции скульптуры МСХ и ОМС
Т.А. Малецкая 8 (495) 472-51-51

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Поиск