Наши художники

Дмитрий ШАХОВСКОЙ, родился в Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области. Отец: Михаил Владимирович Шик (1886-1937), священник, автор литературных трудов, репрессирован, расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой (ныне Москва). Мать: Наталья Дмитриевна Шаховская (1890-1942), историк, литератор.

1931-1942 Жил с семьей в Малоярославце Московской (ныне Калужской) области, где окончил среднюю школу.

1942-1947 Учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина, педагоги: Б.Н. Лане, Е.В. Орановский Б.В. Валентинов.

1947-1952 Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), педагоги: АА. Дейнека, В.И. Дерунов, С.С. Алёшин.

1952-1953 В связи с ликвидацией МИПИДИ защитил диплом в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной Считает своими учителями также В.А. Фаворского, И.С. Ефимова, А.Е. Зеленского.

С 1953 Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских, международных и зарубежных выставок.

1955 Член Союза художников CCCP/России.

1958 В составе геологической экспедиции отправился на Камчатку.

1969-1970 Совместно с П. Шимесом выполнил часы на фасаде здания Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова в Москве.

1969-1972 Совместно с А.А. Богословским, Н.И. Жилинской, А.Н. Красулиным, Ю.Я. Либхабером, Л.А. Сошинской, Ю.Г. Тургеневым оформил административно-культурный центр в колхозе "Дружба народов" в Крыму.

1973-1974 Преподавал в Московском архитектурном институте.

1978-1980 Работал над оформлением концертного зала в Сочи Краснодарского края.

1979 Участвовал в выставке на Кузнецком Мосту вместе с Б.С. Берендгофом, И.Ф. Блюмель, И.И. Васнецовой, В.Х. Думаняном, А.В. Дюковым, Д.Д Жилинским, Н.И. Жилинской, А.Н. Красулиным, Е.В. Мунц, М.Б. Романовской, П.М. Шимесом, В.Б. Эльниным.

1979-1983 Работал над декоративным оформлением Музыкально-драматического театра в Кызыле (Тува).

1980 Работал над декоративным оформлением Детского кукольного театра в Ташкенте (Узбекистан).

1984 Лауреат премии Совета Министров СССР за работу по декоративному оформлению Музыкально-драматического театра в Кызыле.

1992 Создал деревянный иконостас в храме Митрофания Воронежского в Москве.

Участвовал в выставке в Художественной школе на Пречистенке в Москве совместно с Н.И. Андроновым. Н.А. Егоршиной, И.В. Голицыным, А.Н. Красулиным, П.Ф. Никоновым.

1993 С А.Д. Карноуховым. А.Н. Красулиным, А.М. Машаровым, Е.В. Мунц, В.Б. Соскиевым, Е.М. Суровцевой участвовал в выставке в московской галерее "Арт-модерн".

1993-1994 Создал каменную алтарную преграды в храме Спаса Преображения в Тушине в Москве.

1994 Участвовал в выставке "Художники 1960-х в 1990-е годы" в Государственной Третьяковской галерее, совместно с Н.И. Андроновым, А.В. Васнецовым, И.В. Голицыным. Н.А. Егоршиной. П.Ф. Никоновым, А.Г. Пологовой.

1995 Лауреат Государственной премии Российской Федерации, присужденной авторскому коллективу за оформление храма Спаса Преображения в Тушине.

1995-1996 Автор первого Поклонного креста на Бутовском полигоне - месте массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий 1930-1950-х годов. Спроектировал, участвовал в возведении и оформлении храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове в Москве.

2003 Персональная выставка в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Медаль "Достойному" Российской академии художеств.

Грамота Патриарха Московского и всея Руси за работу по возведению храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове и в связи с 75-летием.

С 2007 Член-корреспондент Российской академии художеств.

2008 Совместно с Е. Мунц и архитектором А. Бродским создал памятник поэту Осипу Мандельштаму в Москве.

С 2012 Академик Российской академии художеств.

2017 Посмертная персональная выставка в "Галерее Назарова" в Липецке.

Основные монументальные произведения

1957 "Воздушные гимнасты" для международной выставки в Брюсселе. Мобиль - две фигуры висящие и вращающиеся. Листовая медь, 140х130х80 см. Местонахождение неизвестно.

1962 "Металлическая графика" на тему знаков зодиака. Алюминий.  Совместно с М.Д. Лукашевкером. Московский дворец пионеров и школьников на Ленинских горах.

1965-1966 Барельефы "Альберт Эйнштейн", "Галилео Галилей", "Иоганн Кеплер", "Исаак Ньютон", "Джордано Бруно", "Михайло Ломоносов", "Николай Коперник", "Константин Циолковский". Посеребренная медь. Совместно с И. Васнецовой. Государственный музей истории космонавтики имени К.Э Циолковского, Калуга.

1966 Маски "Трагедия", "Драма", "Комедия", "Сатира". Алюминий, роспись. Фасад здания Московского академического театра сатиры, Москва.

1969-1970 Часы. Дерево, металл. Совместно с П. Шимесом. Фасад здания Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова, Москва.

Куклы "Ворон", "Заяц", "Лиса", "Медведь", "Коза". Часы на фасаде здания Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова, Москва.

1969-1972 Рельеф на стене фойе, камень. Пол для танцплощадки, мозаика. Закладная доска, камень. Административно-культурный центр, колхоз "Дружба народов", Крым.

1971 Композиция "Музы". Металл. Совместно с А.В. Васнецовым, И.И. Васнецовой. Фасад здания Тульского государственного академического театра драмы имени Максима Горького.

1979-1983 Декоративное оформление. Дерево. Совместно с А.В. Васнецовым. Фасад здания Музыкально-драматического театра Республики Тыва имени В. Кок-оола, Кызыл.

1980 Входные двери, металл, витраж. Двери в фойе, металл. Узбекский национальный театр кукол, Ташкент.

1981 Модель надгробия актеру и поэту В.С. Высоцкому. Чугун. Местонахождение неизвестно.

Надгробный памятник Н.Я. Мандельштам, дерево. Кенотаф поэта Осипа Мандельштама, камень. Старо-Кунцевское кладбище, Москва.

1988-1990 Фигуры "Трио", "Певица", "Скрипач". Дерево, роспись. Консоли на лестничных маршах, Рязанская филармония.

1991 Мемориальная доска поэта Осипа Мандельштама. Гранит. Москва.

1992 Иконостас. Дерево. Храм Митрофания Воронежского, Москва.

1992-1993 Мемориальная доска поэта Анны Ахматовой. Бронза. Архитектор В.Н. Шестопалов. Москва.

1994 Алтарная преграда. Белый камень, металл. Храм Спаса Преображения в Тушине, Москва.

1995 Поклонный крест, дерево. Церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских, дерево. Архитектор церкви, работа по возведению. Москва.

2001 Декоративное панно "Ночь". Рельеф. Керамика. Частное владение, Николина гора, Московская область.

2008 Памятник поэту Осипу Мандельштаму. Бронза, базальт. Совместно с Е. Мунц, архитектор А. Бродский. Москва.

Работы хранятся

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Московская область.

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, Калуга.

Сочинский художественный музей имени Д.Д. Жилинского, Краснодарский край.

Художественный музей имени В.С. Сорокина, Липецк.

Ярославский художественный музей.

Другие музеи и галереи России.

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, Нукус. Республика Узбекистан.

Частные коллекции в России и за рубежом.

О себе и своем творчестве

- Я учился сначала в Художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина, потом в Московском институте прикладного и декоративного искусства (директором был А.А. Дейнека). Училище дало мне очень полезные ремесленные навыки, знакомство с народным искусством, нелюбовь к стилизации. В институте понял, что можно учиться у своих товарищей, и свободному творческому духу этого учебного заведения я благодарен до сих пор.

Настоящей же удачей в жизни считаю то, что в юности попал в круг художников большой культуры, горячо и чисто служивших искусству. Это Фаворские, Ефимовы, Бруни, Зеленский и многие, кто были около них.

В монументально-декоративной скульптуре, которой отдана большая часть времени, стараюсь ответить на все поставленные задачи (смысловые, пространственные, функциональные) так, чтобы было "не хуже пустого места". Эти слова были сказаны в шутку Фаворским, но в них большой смысл, с которым я всегда сверяюсь.

При выполнении скульптуры без заказа, без адреса ответственность автора не меньше. Ведь скульптура, более чем другие искусства - это не только образ, но, что не менее существенно, предмет, вещь, существующая в реальном пространстве. И если он, этот предмет, не вырос органически, не является необходимым, не принимается свободно и охотно средой и человеком, значит, сделано что-то лишнее, засоряющее мир, а этого не хочется. И вот я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать.

Я здесь не говорю о самом изображении, образе не потому, что считаю этот вопрос несущественным, наоборот, проявление образа в вещи - это для меня самый главный, но и интимный процесс. Выставка как продолжение этого процесса - очень важный и нужный момент работы.

Страшно! Ведь может оказаться, что ты делал совсем не то, что тебе казалось, и на выставке сам это увидишь. Но и интересно.

Вышесказанное я написал к групповой выставке 1979 г. Это остается верным для меня и сегодня. Хотя кое-что я могу добавить. Недавно один очень дикий и наивный молодой человек задал мне вопрос: "Вы художник? А вы рисуете, что видите или что думаете?". До меня не сразу дошла детская гениальность этого вопроса (и точность формулировки)!

Я попытался ответить честно: и то, и другое вместе, одно без другого неполноценно. Так вот, я "рисую, что вижу", а "что думаю" проявляется в работе независимо от моих намерений. Но исчерпывающего ответа на вопрос я сформулировать не смог; если бы сумел, думается, это был бы большой вклад в современное искусствознание, ибо вопрос этот разделил искусство на трудно примиримые крайности. И еще. Готовясь к этой первой в моей жизни персональной выставке, я яснее увидел, что нет ничего печальнее, когда пусть самая яркая и высокохудожественная идея не пришла изначально вместе, сцепленная неразрывно с адекватным ей художественным языком. Торопливость или медлительность, леность или самоуверенность тому виной - чудо рождения живого не происходит, и напрасен труд художника.

Надеюсь, я старался, как мог, избежать этой беды, но – как знать? Наверное, не всегда удается.

(Из каталога выставки "Дмитрий Шаховской. К 75-летию со дня рождения" в Государственной Третьяковской галерее. Москва, 2003)

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск