Авторы

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

 

Юлия Петровна УСТИНОВА (6 марта 1936 - 26 сентября 2016), родилась в Москве.

1948-1955 Учеба в Московской средней художественной школе (МСХШ).

1955-1962 Учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, мастерская Н.В. Томского. Училась у А.А. Древина (скульптура) и Д.Д. Жилинского (рисунок).

С 1962 Участие в московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставках.

С 1968 Член Союза художников СССР.

С 1992 Член секции скульптуры МСХ и ОМС.

 

Выставки последних лет

2001 Персональная выставка (совместно с О. Карелиц). Московский дом скульптора.

2005 Персональная выставка (совместно с Л. Бляхом и С. Богуславским). Московский дом скульптора.

2011 Групповая выставка. Выставочный зал МСХ, ул. Кузнецкий Мост, 20, Москва.

2013 «Художники Устиновы». Переславль-Залеский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область.

2015 Групповая выставка. Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Москва.

 

Работы хранятся

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Государственный музей истории ГУЛАГа, Москва.

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва.

Государственные художественные музеи Новосибирска, Саранска, Хорезма (Узбекистан).

Частные собрания в России и за рубежом.

 

О Юлии Устиновой

- Юлия Устинова родилась в 1936 году в Москве в Дмитровском переулке близ Петровки. Ее отец, деятель Коминтерна, в 1937 году был арестован и расстрелян.

Ее жизнь - как «магический кристалл», сквозь который можно увидеть судьбу поколения, рожденных в 1930-х, чье детство пришлось на тяжелейшие военные годы, и для многих из них уделом стала «безотцовщина».

Еще страшнее была участь детей «врагов народа». Детям этого времени пришлось помнить это всю свою жизнь. Кто-то не выжил, многие сломались.  

И хотя для Юли отсутствие отца осталось навсегда колоссальной травмой, она не ожесточилась, во внутренней борьбе вышла победителем.

Должно быть, правда, что в творчество идут и для того, чтобы что-то изжить. И не случайно, тема детства, ее боль – важная тема в ее творчестве.

Семье удалось выжить во многом благодаря помощи сестры матери. Выпускница Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ), она оставила мужа, профессора МГУ, чтобы не портить его карьеру, и безоглядно отдалась выращиванию двух девочек, племянниц. В ее соседней, такой же как у них 7-ми  метровой комнатке одна стена была сплошь увешана иконами. Не раз любовно и благодарно обращалась скульптор Устинова к образу своей «тети Клавы».

Одна из девочек была увлечена музыкой, которую она слушала из черного репродуктора и которую «проигрывала» на нарисованной на бумаге клавиатуре. Впервые она коснулась настоящих клавиш на экзамене в музыкальном училище, когда ей предложили сыграть и спросили, у кого она училась.

Юля поступила в замечательную Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), принеся на просмотр коробку с фигурками животных, вылепленных из хлеба. На занятия в Лаврушинский переулок ходила пешком, выданные ей на трамвай 11 копеек экономила для лекций по истории искусства, которые Андрей Губер читал в МГУ.

Затем был Суриковский институт, где ей очень повезло - преподавателем по рисунку был Дмитрий Жилинский, а по скульптуре Андрей Древин.

Сын прекрасных художников А. Древина и Н. Удальцовой, блестящий профессионал, «педагог от Бога», он был воспитателем многих выдающихся скульпторов-шестидесятников.

Везение продолжалось и дальше, после окончания института. В 1966 году А. Древин ввел Юлю Устинову в мастерскую Н.А. Лавинского, бывшую с послевоенных 1940-х неформальным учебным и духовным центром (своеобразным оплотом матвеевских традиций). Мастерская была чрезвычайно притягательным местом для молодых художников и искусствоведов.

Формирование художника продолжалось и в Доме творчества им. Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском, где неоднократно работала Юля Устинова и где через какое-то время она сама не раз бывала руководителем творческих групп.

Там же в деревне под Переславлем был куплен дом, где Юлия с мужем Николаем Устиновым, одноклассником по художественной школе, одним из лучших наших книжных графиком, прожила, «как одна душа», более 50 лет.

«Я ее взял стихами, читал ей сонеты Шекспира, а в ритме качелей - «Вересковый мед» - вспоминает Николай Александрович, который, действительно, способен читать стихи без устали.

Пройдя превосходную профессиональную школу, Юлия Устинова органично вошла в художественную жизнь 1960-х, освободившуюся к тому времени от прежних штампов и стереотипов, со своей тематикой, с острым интересом к человеку-современнику, готовая к смелым пластическим исканиям.           

Лаконизм и строгость композиционных построений, образная выразительность ее небольших скульптур, созданных «для себя», рождают острое ощущение времени. Пронзительные женские образы – неизгладимая память детства. Стайка беззащитных детей, сбившихся от страха в кучку вокруг учительницы – должно быть, воздушная тревога.

А рядом фантазийные, яркие сказочные сюжеты и библейские темы: «Встреча Марии и Елизаветы» и напряженные, неожиданные по решению варианты «Возвращения блудного сына».

 Жаль, что в экспозицию не вошли очень интересные портреты близких ей по духу Рахманинова, Маяковского, Толстого, как и не могли войти ее многочисленные монументальные работы.

 Та же одухотворенность, выверенность композиционных решений свойственна прекрасным натурным рисункам - пейзажам, выполненным тончайшим графитным карандашом.

(Людмила МАРЦ о выставке произведений Юлии Устиновой. Журнал «Наше наследие», 2018)

 

- Пользуясь возможностью сказать слова любви и признательности памяти замечательного скульптора Юлии Петровны Устиновой, пишу эти скупые строки.

Ее удивительный дар понимания мировых законов внутренних ходов скульптуры и пластического пространства ставит ее в ряд с замечательными скульпторами прошлого века, такими, как А. Древин, Н. Лавинский, В. Думанян, А. Пологова и многими другими художниками, к сожалению, ушедшими от нас. Их отличала удивительная способность радоваться, когда они видели у других художников хорошую скульптуру.

Работы Юлии Устиновой всегда удивительно живые... Такие, как серия деревянных скульптур жителей Переславля-Залесского, которые вдохновляли ее многие годы, карандашные рисунки пейзажей, последние работы в керамике. Они воссоздают ее потрясающий тонкий мир духовного восприятия действительности. Мир Юлии Петровны был наполнен скульптурой и только скульптурой. Все разговоры с ней начинались и заканчивались скульптурой, где она открывала для меня понятия, которые я использую всю мою творческую жизнь.

Мир тепла и доброты встреч с ней и замечательным художником Николаем Устиновым живет в душе моей и окружающих их людей.

Я думаю, что творчество Юлии Петровны Устиновой дождется искусствоведов, по достоинству могущих оценить ее творческое наследие.

Сергей БОГУСЛАВСКИЙ, скульптор

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск