16 мраморных барельефов Елены Янсон-Манизер для станции московского метро «Серпуховская», открытой в 1950 году (с 1961-го - «Добрынинская»), в профессиональной среде были встречены сухо, восторга явно не вызвали.
Например, некто Ю. Шапошников в статье «Достоинства и недостатки новых станций метрополитена»[1] писал:
- Лишь по тому, что в нишах помещены шестнадцать дощечек-барельефов - по числу республик Советского Союза, понимаешь, что скульптор хотел рассказать о жизни и труде советских народов. Но если верить бледному рассказу скульптора, то Советский Союз представляет собой сельскохозяйственную страну, где люди работают в одиночку и вручную, каждый на своем клочке земли. Нет ни одного изображения рабочего, ученого, ни одной коллективной сцены, ни одного индустриального пейзажа. Лишь в одной сценке несколько раздвинуты границы этого растительного царства; речь идет об изображении рыбака, но и тот плывет по морю в старинном баркасе, но и этот человек одинок и один противостоит природе…
Досталось от критиков и архитектору станции Леониду Павлову – за арки на перроне (дескать, из-за их неудачной конструкции утеряна монументальность задуманного сооружения). За те же самые барельефы (мол, установлены слишком низко, слишком маленькие и слишком светлые, то есть, сливаются с окружающим мрамором). И вообще (якобы по словам одного советского чиновника о станции): «архитектуры много, а идейности мало!». Впрочем, в интернете, где широко цитируется этот идеологический наезд, вы не найдете указания на его источник.
Так что лучше обратимся к нескольким фактам.
Во-первых, в 1950 году (на момент открытия «Серпуховской») в СССР (что сегодня не все знают), входило именно 16 союзных республик. В 1956-м Карело-Финская ССР была упразднена и влилась как Карельская АССР в состав РСФСР. Республик, таким образом, стало 15 вплоть до распада Советского Союза.
Во-вторых, из 16 барельефов Елены Янсон-Манизер, символизирующих труд советских людей в 16 советских республиках, уцелело только 12. В конце 1950-х при сооружении на станции гермозатвора 4 барельефа были демонтированы. Кстати сказать, из-за этих самых герметических дверей, повсюду строившихся после войны и способных - в случае чего (то есть, ядерного удара) - превращать метро в бомбоубежище, сколько прекрасной подземной скульптуры «полегло»!
В-третьих, «полегло» (но уже совсем по другим причинам) и огромное панно с изображением Сталина, которое та же Янсон-Манизер создала к открытию «Серпуховской». Оно было смонтировано в торце главного зала станции, однако в конце 1950-х панно разобрали, а чуть позже на его месте установили мозаику «Утро космической эры» художника Серафима Павловского.
Наконец, в-четвертых, и это тоже факт. «Серпуховская», она же теперь «Добрынинская» Кольцевой линии - прекрасная станция московского метрополитена. Спасибо за это и скульптору Елене Янсон-Манизер, и архитектору Леониду Павлову. Зря их ругали.
Лев КУЛАКОВ
[1] Сборник «Архитектура и строительство», 1950, №2. Информация из источника: https://synthart.livejournal.com/111073.html (Прим. сайта ОМС).