Скульптор Елена Янсон-Манизер была первым человеком в СССР, кто, увидев на сцене балерину Галину Уланову, произнесла это слово - "великая". Рассказывает искусствовед Елена АДАМЕНКО.
В 1934 году Елена Янсон-Манизер обращается к изображению танца, с тех пор образы советского балета становятся основным лейтмотивом творчества мастера. Скульптор говорила:
- Мне всегда хотелось преодолеть статичность, неподвижность статуи, придать фигуре динамическую выразительность. Может быть, это стремление и привело меня к изображению мастеров балета.
Янсон-Манизер создала более 350 скульптур, посвященных искусству танца.
В ее произведениях, за редким исключением, нет статичности, она пластически умела передать не только характерные особенности той или иной партии, но и индивидуальность исполнителя в каждой роли.
- В 1934 году, - рассказывает Елена Александровна, - когда я еще жила в Ленинграде, друзья настойчиво предлагали мне посмотреть «Бахчисарайский фонтан» - новый балет, поставленный в Кировском театре с молодой балериной Улановой в главной роли. Я посмотрела спектакль и всем сердцем поняла, что вижу великолепную актрису с большим будущим. Я не могла упустить счастливую возможность запечатлеть ее в скульптуре. В тот же вечер мы условились о встрече. Так родилась моя первая работа о балете - «Танцовщица».
Совместная работа балерины и художницы переросла в дружбу, которая продолжалась вплоть до смерти Янсон-Манизер в 1971 году. Искусствовед А.М. Cараева-Бондарь в своих воспоминаниях пишет: «Елена Александровна запечатлела Уланову во многих ролях, создав более тридцати произведений, посвященных искусству великой балерины. Именно Елена Александровна еще до войны первой произнесла это слово - «великая».
Образы, созданные Улановой и ее коллегами на сцене, вдохновили Янсон-Манизер на создание знаменитой серии «Советский балет в скульптуре». В процессе работы над ней мастер многократно посещала балетный класс и спектакли театра, стараясь уловить особенности разных исполнителей и зафиксировать наиболее яркие пластические мотивы. «Я наблюдала балерину на спектаклях, в жизни, - рассказывает Елена Александровна, - много бывала в классах. Здесь я узнала, горячо полюбила и ее товарищей - артистов балета, больших мастеров и тружеников. И мне очень захотелось рассказать о них людям».
Затем шел этап работы с натуры в мастерской художника, находившейся на Кировском проспекте (ныне Каменноостровском). В силу специфики балетного движения (его мимолетности), артист несколько раз повторял танцевальную позу для того, чтобы за считанные секунды скульптор могла «ухватить» и воспроизвести пластическую основу образа. Когда у Янсон-Манизер спрашивали, сколько времени ей позируют танцовщики, она с улыбкой отвечала: «Одно дыхание».
В эти кратковременные сеансы скульптор делала маленькую, высотой 7–8 см, фигурку из пластилина, где присутствовал лишь намек на пластический мотив движения, затем увеличивала ее до нужного размера и снова продолжала работу с натуры.
Елена АДАМЕНКО
(Из статьи «Коллекция скульптур Е.А. Янсон-Манизер в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Образы Г. Улановой», «Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой», СПб., 2014)