В книге «Художник в метро» (М., «Искусство», 1938) скульптор Елена Янсон-Манизер сообщала:
- Зимой 1937 года мне предложили выполнить скульптурные работы для станции «Динамо» Горьковского радиуса Московского метрополитена. Станция помещается около самого большого стадиона Москвы, где наша замечательная молодежь отдыхает, тренирует свое тело, где лучшие физкультурники Советского Союза завоевывают мировые рекорды. Вот этих счастливых юношей и девушек нашей страны я и должна была изобразить в моей скульптуре.
- С 1925 года, – продолжает Елена Янсон-Манизер, – я работаю над физкультурными темами, за это время сделала много законченных работ, набросков, эскизов и этюдов… Работа для подземного зала заключалась в исполнении круглых медальонов диаметром 90 сантиметров, в котором надо было разместить реальные фигуры… Я просмотрела много спортивных журналов, часто и подолгу просиживала на стадионе, внимательно изучая каждое движение молодых физкультурников. Я беседовала с ними, советовалась, и это очень помогло мне в дальнейшей работе над рельефами... Позировали мне наши ленинградские физкультурники и физкультурницы института имени Лесгафта, спортивного общества «Динамо» и другие…
Всего к открытию станции в 1938 году Елена Янсон-Манизер сделала восемь медальонов с женскими фигурами и столько же с мужскими. Из видов спорта были выбраны: метание ядра, диска и гранаты, барьерный бег и эстафета; футбол, волейбол и теннис; упражнения на брусьях, на буме и со скакалкой; гири и бокс; коньки, фигурное катание и лыжи.
Изначально (на эскизах) фон медальонов, отлитых на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, был цветным.
В 1953 году Елена Янсон-Манизер выполнила еще восемь фаянсовых барельефов, представляющих альпинизм, метание диска, футбол, хоккей на льду, конькобежные состязания, тяжелую атлетику, слалом и гимнастику. Они были установлены вперемежку с более ранними барельефами.
В общей сложности в верхних частях пилонов станции «Динамо» Замоскворецкой линии сегодня размещены 60 медальонов, из них 23 – неповторяющиеся. 24-й барельеф – «Гимнастка со скакалкой» был утрачен в связи с установкой на станции гермодверей.
Лев КУЛАКОВ