Previous Next

Евгения ДУБРОВИНА. СОХРАНЯЯ ИЗЯЩЕСТВО И ЛЕГКОСТЬ

В ЖЕНЕ МЕНЯ ПОРАЗИЛА ЕЕ ИСКРЕННОСТЬ

Дорогие друзья! Вот, наконец, и мы дошли до формата online-выставок. Конечно, очень жаль привычного очного формата, подразумевающего зал, гостей, открытие, море цветов и дружеских лиц и, непременно, фуршет. Хотя все это – не главное. Просто скульптура объемна, и смотреть ее, конечно, вживую намного интереснее и правильнее.

Однако и в новом формате есть свои плюсы – выставку могут «посетить» зрители практически из любой точки мира, где есть интернет. И такую выставку можно сохранить на память, вернуться к ней спустя какое-то время, еще раз задуматься над работами автора и полюбоваться особенно понравившимися произведениями.

Конечно, карантин не вечен. Будут еще выставочные залы наполняться нашими работами, будут зрители – суровые и благосклонные, будет живое теплое общение. Этого мы непременно дождемся, а пока…

Наш первый автор нашей первой online-выставки: очаровательная Евгения Дубровина! Персональная выставка Евгении должна была открыться московской галерее «TI`ART» 11 апреля. Должна была, но, увы, не открылась по известным всем причинам.

Не буду вдаваться в биографические дебри и список наград Евгении – все это есть в биографической справке. Просто хочется сказать несколько слов об этом замечательном художнике.

Мы с Женей знакомы очень давно, и еще в самом начале нашего знакомства меня поразила ее искренность. Искренность, выражающаяся во всем – в манере общения, в образе мыслей и, особенно, в ее работах. Каждая ее скульптура является, ни больше ни меньше, ее авторским переживанием.

Нахождение образа, наиболее полно раскрывающего смысл работы, максимально открывающего зрителя для сопереживания, эмпатии, есть, как мне кажется, одна из важнейших сторон ее творчества. Я не говорю о чисто профессиональных качествах ее как скульптора – Евгения, получив прекрасное базовое образование, не остановилась на достигнутом. Она продолжает работать с натурой, делает массу набросков, совершенствуя волшебное соединение глаза и руки, так необходимое художнику. Ей подвластны многие жанры – и портрет, и анималистика, станковые композиции, а так же монументальные произведения.

Все это мы можем увидеть на ее открывающейся выставке. Должны были вживую, но пока оnline. Уверен, что по завершении нынешнего апокалипсиса эта выставка обретет материальность. И мы подарим нашей талантливой современнице Евгении Дубровиной цветы, поздравим с открытием замечательной выставки очно и с любовью.

А пока, Женя – принимай поздравления от поклонников в электронном виде. Мы очень рады новой встрече с тобой и твоим творчеством! Новых тебе творческих успехов, реализации творческих планов и крепкого здоровья!

Георгий СМИРНОВ, председатель Объединения московских скульпторов

 

«ВОРОНА», бронза, 24х51х22 см, 2005 

«Еще учась в институте, я участвовала в росписи трапезной Храма Христа Спасителя в Москве. И вот, возвращаясь как-то с работы, я увидела на снегу красавицу-ворону и сразу в нее влюбилась. Просто не могла ее не слепить!

Помню, делала эскизы, наброски, но бронзовый вариант появился намного позже, уже после окончания института.
Вообще некоторые темы долго живут, вынашиваются. Иногда только со временем приходит понимание того, какой должна быть скульптура.

А наша «Ворона» явно что-то задумала. Что-то такое она видит, что невидимо нам, и, по-моему, невероятная хитрость руководит всеми ее помыслами».

 

«СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА», бронза, 24х51х22, 2007 

«Святая Екатерина родилась в Александрии, была царского рода и получила прекрасное образование. Ее казнили за христианскую веру при императоре Максимилиане. Колесовали.

Чтобы сохранить в скульптуре иконографические детали, я изобразила Екатерину с колесом за спиной. Оно олицетворяет не только орудие пытки и смерти, но и лучи света, исходящие от святой, в руке которой - символичная пальмовая ветвь».

 

«ДРАТХААР», бронза, камень, 31х57х23, 2009

 «Здесь я стремилась передать удивительную искренность и живость характера дратхааров.

Не знаю как вам, но мне кажется, что эта бронзовая собачка вот-вот сорвется с места, начнет ходить, прыгать, вилять хвостом, а потом будет радостно ласкаться к хозяину».

 

«КОСИЛКА», бронза, 62х157х45 см, 2010

«В «Косилке я попыталась энергично (может быть, даже слишком смело), с помощью не совсем обычной композиции, решить не только чисто скульптурные задачи (отношение большого и малого объемов), но и расставить литературно-философские приоритеты.

Хотелось показать, что всё находится в движении. Лошади рвутся вперед, а крестьянка удерживает их.

Большую часть детства я провела в деревне. Такие конные косилки были очень распространены в дореволюционной и советской России. Их и сегодня можно встретить в некоторых деревнях и фермерских хозяйствах. До сих пор они находятся в рабочем состоянии.

Сельская работа - это тяжелый труд, но в то же время радостный и вдохновенный. Зной, слепни. Мощные кони, преодолевая, казалось бы, непомерную тяжесть железа, впиваются тяжелыми копытами в землю и везут косилку по густой, сочной траве вперед, не зная усталости. А управляет этой сложной машиной небольшая, хрупкая женщина, она в центре всей композиции».

 

«ЭДИТ ПИАФ», бронза, 53Х20Х20, 2012 

«Эдит Пиаф» - это была романтически-экспрессивная лепка. А как еще передать, что худенькая и даже невзрачная женщина, выходя на сцену, всегда превращалась в красавицу?

Эдит Пиаф - маленький парижский воробушек, обратившийся в чудесную певчую птицу, воспарившую в невиданную высь с самого дна. Буквально в каждом миллиметре скульптуры я пыталась показать трагический излом в судьбе легендарной певицы.

Сжимая в правой руке цветы от благодарных зрителей, левой рукой Эдит словно показывает, что ей нужна помощь - вот почему ее руку я сделала открытой.

Большое сердце великой миниатюрной певицы всегда звучало в унисон с музыкой и билось в такт с нею. И я очень старалась, чтобы скульптура «звучала» дуэтом вместе с ее прекрасным голосом, который невольно возникает в памяти, когда вспоминаешь эту удивительную певицу».

 

«ЖЕРЕБЕНОК», бронза, 15х14х7, 2014

«Хрупкий, только появившийся на свет жеребенок еще неуверенно стоит на своих тонких ножках. Но в нем уже заложена грация и стать будущего скакуна».

 

«МАЛЬЧИК СО ШТУРВАЛОМ», бронза, 120Х70Х60, 2016

«Как передать свободу и мечтательность, которая свойственна молодости?

В данном случае: надо очень точно подобрать расположение штурвала. Мальчик должен находиться на небольшом расстоянии от него и касаться его слегка-слегка.

А еще надо тщательно проработать складки одежды, чтобы создать ощущение встречного ветра, потому что встречный ветер символизирует открытую дорогу к новым возможностям.

А еще особый рельеф лица, поворот головы мальчика — это чтобы передать внутреннюю уверенность мальчишки в собственных силах».

 

«ВЕСНА», бронза, 195Х54Х60, 2019

«Как уйти от манерности и какой-либо слащавости, которые так часто свойственны женским образам? Только с помощью пластики. Моей задачей было - сохранить только изящество и легкость».

 

«КАНЦЛЕР А.М. ГОРЧАКОВ», бронза, 20х12х12, 2012

«А.М. Горчаков - российский министр иностранных дел, крупнейший дипломат XIX века, последний канцлер Российской империи. Родом из ярославских князей - Рюриковичей. Учился в лицее с Александром Пушкиным, знал несколько языков, был великолепно образован.

Этот бюст я выполнила в ювелирной манере. Он совсем небольшой по размерам, но все его детали я выверяла очень тщательно. Какая же это была кропотливая работа... Передать все эти складки на одежде, пряди волос, все эти морщины...

А вот сейчас Александр Михайлович как встанет c постамента и как начнет свою речь, которыми он так славился на всю Россию и мир!»

 

«ДИСКОБОЛ», бронза, камень, 63х22х22, 2010

«На античных Олимпийских играх атлеты выступали обнаженными, причем участвовали в них, как известно, исключительно мужчины. Так что не удивляйтесь, граждане!

Почему-то подавляющее большинство скульпторов чураются эстетики мужского тела и куда охотнее воспевают женские формы.

Ну а что касается моего дискобола, то он сосредоточенно застыл в ожидании состязаний и уверен в себе и в победе».

 

ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ ЕЛИЗАВЕТЕ ФЕДОРОВНЕ, гипс, 75х64х42, 201

«Елизавета Федоровна сидит на скамейке, в монашеском одеянии.

Ее муж великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, уже убит бомбой террориста.

Она давно оставила свет, приняла постриг и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Перед нею - раскрытое Евангелие. Вот этими красивыми аристократическими руками великая княгиня перевязывала раненых и больных».

 

ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА СВЯТОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ, гипс, 110х83х83, 2016

«Святую я изобразила в строго иконописном стиле.

Она стоит в своей обычной одежде на ветру, на небольшом участке земли или камушке, за которым простираются бурлящие потоки Невы и видны силуэты храмов Санкт-Петербурга. Сзади, по Лавре прогуливаются люди, среди них – Александр Пушкин и Николай Гоголь. В Лавре находятся церкви, растут деревья, чем-то все это похоже на сценку из старинной литографии.

Здесь я стремилась повторить смысл иконы: ведь это не мы смотрим на изображаемых святых, а они оттуда смотрят на нас. Поэтому фигура Ксении больше остальных фигур, как тот мир больше и ближе, чем это может казаться.

У Голубя, который рядом с блаженной Ксенией, всегда много смыслов. В Ветхом Завете Ной выпускал голубя из Ковчега, в Новом образ голубя становится образом Святого Духа.

А еще голубь - обыкновенная городская птица. Святая Ксения была городской нищей и, как многие думали сумасшедшей, то есть блаженной. Этот голубь в каком то смысле соединяет наш мир и мир иконы, так же как и святые, блаженные, мученики, имея человеческую природу, являются нашими заступниками перед Богом».

 

«ПОСВЯЩЕНИЕ КИРИЛЛИЦЕ», шамот, 2019

«В этой работе мне была предоставлена абсолютная свобода действий. Я сделала ее для болгарского города Плиска, где в IX веке зарождалась кириллица. А заказал мне работу Карен Алексанян, основатель уникального музея «Двор Кириллицы».

За основу я взяла иконографический образ Бога Саваофа, потому что, как мне кажется, эта азбука дана прежде всего Богом, через его святых. Язык – это то, чем человек отличается от животных, и им нас наделил Создатель.

Понятие же «кириллица» представляется много большим, чем сама азбука – это основа языка, на котором говорят все славянские народы, люди разных конфессий и вероисповеданий.

По преданию, первыми словами написанными на кириллице, были «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. И СЛОВО БЫЛО У БОГА. И СЛОВО БЫЛО БОГ» - именно так начинается Евангелие от Иоанна.

Поэтому эти слова я расположила на фасадной части композиции, где также изображены четыре существа,символизирующие евангелистов. Это Ангел - символ евангелиста Матфея; Лев, относящийся к евангелисту Марку, так как его Евангелие считается наиболее царственным; Телец – евангелист Лука; и, наконец, Орел – образ евангелиста Иоанна как символ высоты его учения.

На задней части композиции я сделала надпись – «Посвящается кириллице». Скульптура выполнена в шамоте, в любимой мной иконографической манере и расписана в сдержанных пастельных тонах».

 

ОТЗЫВЫ О ТВОРЧЕСТВЕ ЕВГЕНИИ ДУБРОВИНОЙ

Скульптор Александр Рукавишников о «Весне»:

«Работа очень красива в сечениях и обладает большой энергией. Смотришь на нее как на Бельведерский торс и не можешь оторваться».

Искусствовед Сергей Орлов о «Косилке»:

«В традиционной теме сельских полевых работ Евгения Дубровина открыла символический смысл. По полям проносится неистовая Валькирия на колеснице, запряженной парой черногривых коней. Колесница Валькирии вооружена грозными зубчатыми граблями. Царица ночи сбивает с Земли дух вражды и распрей, расчищает путь к природе».

Искусствовед Наталья Дуборовина-Уточкина, однофамилица скульптора:

"Несмотря на свою молодость, Евгения Дубровина - скульптор с огромным творческим диапазоном, много и плодотворно работающий в разных жанрах: в станковой скульптуре она известна как превосходный портретист и анималист. В жанре мемориальной пластики Евгения зарекомендовала себя как мастер глубокого психологического портрета, владеющий вместе с тем приемами и стилистикой монументальности».

Страница Евгении ДУБРОВИНОЙ на сайте ОМС

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск