Сайт ОМС рассказывает о том, как скульптор Владимир Циммерлинг (1931-2017) получил мастерскую в Москве и почему он работал в ней с 10 утра и до 5 вечера.
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Обычный двор в центре старой Москвы, сжатый со всех сторон многоэтажными домами. В подвале одного из этих домов раньше была котельная. Несколько лет назад молодой скульптор Владимир Циммерлинг случайно набрел на это пустовавшее помещение и решил устроить здесь свою мастерскую.
Сегодня в его распоряжении мастерская площадью в 60 квадратных метров, за которую он платит 15 рублей в месяц (остальные деньги за аренду доплачивает Союз художников).
Хозяин, невысокий широкоплечий человек в сером свитере, с удовольствием показывает свою «подводную лодку» (так он называет свою мастерскую), энергично поворачивая большелобую голову и как-то особенно уверенно и устойчиво покачиваясь на пятках. В нем угадывается значительная физическая сила. А в его гостеприимстве ощущается обстоятельная, хозяйственная домовитость.
На меня Владимир Циммерлинг произвел впечатление очень рационального и по-современному точного человека. Мне было интересно узнать мнение самого скульптора на этот счет.
БЕРТОЛЬТ БРЕХТ И БЕЛА БАРТОК
Эмоциональная мощь и разум неразрывно слиты в творческом процессе — говорит Владимир Циммерлинг. — Эмоциональная энергия обязательно аккумулируется в произведении художника. Прибавить себе эмоциональной мощи нельзя, она дается человеку от природы. А научиться более разумно мыслить — можно. Я и стараюсь это делать…
Я видел в мастерской Циммерлинга скульптурный портрет Бертольта Брехта. И если уж говорить об аккумуляции эмоциональной энергии, то здесь эта энергия почти физически ощутима.
Бюст Брехта выполнен из тонированного гипса под цвет кованой меди. Чуть сплюснутое по вертикали лицо в резких морщинах, тускло поблескивающая оправа очков, радостно-непримиримый взгляд. В нем чувствуется что-то от фанатичности средневекового капуцина.
Еще один скульптурный портрет. Композитор Бела Барток. Гипс, под старую бронзу. Глубочайшая сосредоточенность на грани отрешенности. Одухотворенная неподвижность черт, свойственная человеку в минуты наивысшей творческой углубленности, глаза, «прорастающие в глубину».
МУЗЫКА
Для Циммерлинга это потребность, необходимость. Дома громадная коллекция записей и пластинок, начиная с грегорианского хорала восьмого века и кончая произведениями Стравинского, Хиндемита, Прокофьева. Скульптор поясняет:
- Каждый раз, слушая музыку, я ощущаю, как сталкивается мое мировосприятие и мировосприятие композитора. И такие столкновения меня необычайно обогащают. Музыка для меня в известном смысле - идеал формы в искусстве. Меня интересует контрапунктичность тех взаимосвязей, которые мы воспринимаем всеми своими чувствами. Однако во время работы я не могу слушать музыку. Она слишком сильно на меня действует и выбивает из моего внутреннего настроя…
ГЛАВНОЕ - РАБОТА
Владимир Циммерлинг работает в мастерской ежедневно с 10 утра до 5 вечера. Больше работать он считает нерациональным. Хотя бывают, конечно, дни, когда он остается в мастерской до полуночи.
- Работа идет с переменным успехом, — говорит он. — Иногда кажется, что ты сделал шаг вперед, а наутро оказывается, что это всего-навсего шажок. Я заставляю себя не бросать работу в часы неудач и поражений. Иначе может возникнуть длительная депрессия и надолго оторвать от работы.
Когда я работаю, я убежден, что прав только я. Когда я кончил работу и вытер руки, я становлюсь терпимым. Я не считаю, что эти качества взаимно исключают друг друга.
ДОРАБОТАЕТЕ ПОСЛЕ ЗАЩИТЫ!
Дисциплина творчества, серьезное отношение к работе — эти качества были в нем воспитаны с детства. Его отец был одним из первых советских ученых, занимавшихся проблемами научной организации труда и управления промышленностью. В доме Циммерлингов всегда была атмосфера творческой углубленности.
После окончания специальной художественной школы Владимир Циммерлинг поступил в Рижскую академию художеств. Прибалтийские мастера издавна имеют очень глубокие традиции в области монументальной скульптуры. Естественно поэтому из всех художественных центров страны молодой скульптор выбрал Ригу.
Здесь его наставником был народный художник СССР, действительный член Академии Художеств СССР, профессор Теодор Залькалнс. Это европейски известный скульптор, он долго жил во Франции, посещал мастерскую Родена. Еще до революции 1917 года Залькалнс был учителем выдающегося советского скульптора Ивана Шадра.
Девиз Залькалнса: Любую работу (и ту, что полагается по программе, и ту, что делаешь для себя) надо доводить до конца. Однажды он сказал Владимиру, что дипломную работу надо доработать.
-Но ведь через три дня защита!
- Вот и доработаете после защиты.
ДОМА
Владимир Циммерлинг женат, полтора года назад у него родился сын. Владимир считает себя домоседом, даже и в кино ходит нечасто. Его жена — художник-график.
Дома он тоже любит все делать своими руками. Вся мебель сделана по его рисункам.
А летом он смастерил двухместную байдарку и отправился с женой в путешествие по реке Нерли. Старинные русские города Переяславль, Владимир… множество памятников древнерусского зодчества, скромно-проникновенная, истинно русская природа.
Зимой Владимир Циммерлинг и его жена становятся заядлыми лыжниками. И стараются хоть один день в неделю уделить любимому спорту.
Интеллектуальная энергия, активное творческое отношение к жизни — вот что, на мой взгляд, наиболее характерно для Владимира Циммерлинга.
Среди некоторой части интеллигенции, - говорит скульптор, - издавна господствует убеждение, что глубоко чувствующий, тонко понимающий художник должен быть в глубоком противоречии с миром. Для меня в слове «жизнеутверждение» нет ни малейшей натяжки. Я считаю, что оптимизм, радостное жизневосприятие также естественны и органичны, как сама жизнь.
АНДРЕЙ БАТАШЕВ, корреспондент АПН СССР
(Текст «Глаза, влюбленные в жизнь. Очерк о молодом скульпторе". 4 ноября 1965)
ОМС благодарит Антона Циммерлинга за предоставленные материалы.