Известные московские художники - Сергей Мильченко, Михаил Дронов и Андрей Балашов рассказывают о том, каким был скульптор Игорь Козлов в жизни и творчестве.
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Сергей МИЛЬЧЕНКО: ЕГО ЧЕСТНОСТЬ ПРОЯВЛЯЛАСЬ ВО ВСЕМ
Люди приходят в этот мир и уходят куда-то, каждый оставляя свой след, кто-то большой, кто-то маленький.
То, что Игорь Козлов оставил свой след, в этом нет никакого сомнения, а вот какой он, большой или маленький, пусть каждый решает сам.
Для меня – это большой, отпечатанный не на прибрежном песке, а на камне след художника. Художника, мнением которого я дорожил и, честно говоря, побаивался. Знал, что похвалит, а потом и выскажет всё по-честному.
Вообще-то «по-честному» могут говорить далеко не все и далеко не всегда, а вот Игорь Козлов имел эту особенность, и, наверное, не всем это нравилось.
Он не только говорил, он жил по-честному. Его честность проявлялась во всём: в его отношениях с людьми, в отношении к рыбалке, которую он любил, во всём остальном, но главное – в его скульптурах. Все они, и большие, и маленькие, сделаны с острым ощущением «настоящности». Каждая его работа – это серьёзный труд, пластическое и литературное переосмысление опыта многих поколений художников.
Было видно, как внимательно он рассматривал скульптуры своих коллег, немногословно и по-доброму отмечал достоинства понравившейся вещи. Это «по-доброму» тоже было каким-то особенным, его доброта была неявной, скрытой где-то в глубине его чёрных глаз.
Однако он не был добрячком, принимающим всё без разбора. Его замечания по поводу каких-то недостатков, неудач или, особенно, халтуры своих коллег были короткими, острыми, для кого-то и обидными, но всегда справедливыми и точными.
Игорь Козлов был в какой-то степени и исследователем. Его интерес к скульптуре был глубинный, - и в изучении всего сделанного до нас, и в наблюдении за тем, что делается сейчас. Интересно то, что, овладев высоким мастерством, основанным на опыте в основном европейских художников, он, тем не менее, был ярко выраженным русским художником, тонко чувствовавшим не только особенности национальной пластики, но, главное, духа русского изобразительного искусства.
Одна из последних его работ «Давид Псалмопевец» - это образец высокого искусства, несущий в себе то чувство гармонии, к которому художник в конечном итоге и должен стремиться. И еще одна работа, тоже из последних, - «Ангел с огненным мечом». Это послание и предостережение нам всем и, наверное, самому себе…
Михаил ДРОНОВ: Я С НИМ МЫСЛЕННО СПОРЮ
С Игорем мы четыре года работали в одном помещении.
С тех пор я привык с ним разговаривать, советоваться и осмысливать скульптуру. И сейчас, особенно когда работаю, я с ним мысленно спорю, соглашаюсь или возражаю, даже ругаюсь.
Думаю, это о многом говорит.
Андрей БАЛАШОВ: СЕЙЧАС ЕГО ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ
С Игорем мы познакомились в 1975 году во время вступительных экзаменов в Суриковском институте, и оба не поступили.
А через год всё получилось, и мы шесть лет вместе учились, дружили, ездили по стране, ходили на выставки, и затем продолжили всё это после института.
Вместе с Игорем начали творчески работать еще в институте, а потом сделали несколько совместных работ. За одну из таких работ в 1988 году были отмечены Премией Ленинского Комсомола.
А последняя наша совместная работа, памятник Нурсултану Назарбаеву, была в 2011-м.
Летом 2012 года мы с ним ездили в Париж, и Игорь шутил по поводу крылатой фразы «Увидеть Париж и…», но всё было хорошо, весело, казалось, что его болезнь отступила!
Сейчас его очень не хватает…
Страница Игорь КОЗЛОВА на сайте ОМС
Объединение московских скульпторов благодарит Петра Игоревича Козлова за помощь в создании страницы Игоря Козлова на сайте ОМС.