В 1920-х - начале 1930-х годов самым ярким и перспективным видом советского искусства был, несомненно, театр. Он и стал, причем надолго, главной темой творчества известного скульптора Ильи Слонима (1906-1973).
- Много занимаясь портретом и портретными фигурами, - писал Илья Слоним, - я подумал, что фарфор и фаянс могут чем-то обогатить портретную характеристику фигур и в то же время дать им необходимую условность.
В фаянсе и фарфоре скульптор запечатлел многих своих знаменитых современников. Галерея, созданная Ильей Львовичем, великолепна по исполнению и поражает легендарностью героев: здесь все - великие и все - народные артисты: балерины М.Т. Семёнова, И.В. Тихомирнова, М.М. Плисецкая; оперные певцы И.С. Козловский, Н.Д. Шпиллер, П.М. Норцов; актеры И.В. Ильинский, В.Н. Рыжова, Е.Д. Турчанинова; композитор Дмитрий Шостакович.
Неоднократно во время занятий с учениками и молодыми скульпторами Илья Слоним повторял слова Родена:
- Великий мастер - тот, кто смотрит своими глазами на то, что все видели, и кто умеет увидеть красоту в привычных, не останавливающих внимания явлениях. А плохие художники всегда надевают чужие очки.
Как бы не мешали Илье Слониму очки, которые ему приходилось постоянно носить из-за плохого зрения, он все равно тоже пытался смотреть на мир "своими глазами".
А начал скульптор свою фарфоровую серию с образа Сергея Образцова, который держит в руках куклу Кармен - героиню его любимого концертного номера из спектакля «Необыкновенный концерт».
В 2006 году выдающийся советских художник Александр Михайлович Белашов по образцу фарфорового Образцова с Кармен установил бронзовый памятник всемирно известному кукольнику. Он находится на Садовом кольце в Москве, рядом с Государственным академическим центральным театром кукол имени С.В. Образцова.
Что интересно: по словам скульптора Александра Александровича Белашова, сына А.М. Белашова, никогда ни в их доме, ни на даче, ни в мастерской фарфоровой статуэтки Сергея Образцова с Кармен не было.
Не было. Но образ в голове был! Откуда-то сложился, «где-то я его точно видел». И это не удивительно, ведь фарфоровые вещи Слонима были фантастически популярны в народе и украшали полки и буфеты почти каждой советской квартиры.
Лев КУЛАКОВ