ИВАН ШАДР. ВЫСТАВКА В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ

11 ноября 2022 года в Новой Третьяковке открывается выставка Ивана Шадра, чьи работы стали символом советской эпохи. Монографическая выставка приурочена к 135-летию со дня рождения выдающегося скульптора-монументалиста и станет крупнейшей за последние 50 лет. В экспозиции представлены работы Ивана Шадра разных периодов творчества: надгробные монументы, масштабные проекты и статуи в стиле ар-деко. Накануне открытия выставки сайт ОМС рассказывает о скульпторе и некоторых его произведениях, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее.

КАК ШАДР ПОЗИРОВАЛ НЕСТЕРОВУ

Михаил Нестеров (1862-1942).''Портрет скульптора И.Д. Шадра-Иванова'', 1934. Холст, масло, 102х92 см.Собрание Государственной Третьяковской галереи"Михаил Нестеров (1862-1942).
''Портрет скульптора И.Д. Шадра-Иванова'', 1934. Холст, масло, 102х92 см.
Собрание Государственной Третьяковской галереи"

Обычно на день рождения Михаила Васильевича Нестерова в квартиру на Сивцевом Вражке собирались все те, кто хотел поздравить художника. В 1934 году в этот день пришел скульптор Иван Шадр. Гость очаровал хозяина дома: «...все в нем меня восхитило: и молодечество, и даровитость, полет. Тут со мной что-то случилось. Я почувствовал, что не могу не написать его».

Дочери Вере художник сообщал: «Портрет пишу с удовольствием. Голова написана, похожа, и модель в восторге, вчера мы с ним простояли около 8 часов на ногах! я скакал около мольберта, а он позировал».

Нестерову в это время было уже за 70, но энергия и задор модели передалась ему.

Примечательно, что художник решил написать скульптора за работой, а почему тот оказался около античного торса – вопрос психологический и этический. По характеру своего дарования Шадру был свойствен так называемый «академический модерн». Его работы отличались ярким темпераментом с романтическим оттенком.

Писался портрет в мастерской А.Д. Корина, где находились гипсовые слепки античных скульптур, выброшенных когда-то из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Братья Корины спасли слепки, и теперь один из них, поврежденный ударами судьбы, стал составной частью живописного портрета.

 

"БОРЬБА С ЗЕМЛЕЙ"

''Борьба с землей'' (фрагмент), 1923. Отлит в 1959. Бронза. Состояние рельефа на 2019 год. Фото: журнал '' Новое искусствознание''''Борьба с землей'' (фрагмент), 1923. Отлит в 1959. Бронза. Состояние рельефа на 2019 год. Фото: журнал '' Новое искусствознание''

 "… Декоративный рельеф «Борьба с землей», выполненный скульптором в 1923 году. Рельеф является частью неосуществленной композиции фонтана «Штурм земли», эскиз которого был создан И. Шадром для Первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

В реальном размере Шадр успел выполнить в гипсе только рельеф, который предполагалось установить в основании фонтана. В 1959 году рельеф был отлит В.В. Лукьяновым в бронзе и в 1961 году поступил в собрание Третьяковской галереи.

Во время подготовки этого крупномасштабного проекта — Первой сельскохозяйственной выставки, призванной продемонстрировать наивысшие достижения прогресса молодой страны Советов — был объявлен конкурс на создание скульптурной группы для центрального фонтана. Иван Шадр принял участие в конкурсе наряду с такими признанными мастерами, как С.Т. Конёнков и Н.А. Андреев, также представивших свои проекты на суд жюри, и создал три эскиза. Первый носил название «Гений человечества». Композиция представляла собой изображение властелина мира на колеснице прогресса. Вот как сам скульптор описывал свою идею: «Молния — мозг человека, авио — плечи человека, механика — руки человека».

Второй проект назывался «Пробуждение России». Третий — «Штурм земли», которому Шадр отдал все свои силы — стал победителем конкурса.

''Борьба с землей'' (фрагмент 2), 1923. Отлит в 1959. Бронза. Состояние рельефа на 2019 год. Фото: журнал '' Новое искусствознание''''Борьба с землей'' (фрагмент 2), 1923. Отлит в 1959. Бронза. Состояние рельефа на 2019 год. Фото: журнал '' Новое искусствознание''

Рельеф «Борьба с землей» должен был являться частью каждого из замыслов скульптора. Характерно, что два других проекта заняли второе и третье места, таким образом, Шадр явился единоличным победителем в этой творческой борьбе. Однако его произведению не суждено было реализоваться, так как на осуществление проекта у организаторов не оставалось ни денег, ни времени — выставка должна была вот-вот открыться.

Это стало настоящей трагедией для И. Шадра: «Борьба с землей», лишенная завершения, казалась ему бессмысленной. Показанная в отдельной горельефной доске, она создавала впечатление «безнадежности, отчаяния». Но, даже будучи экспонируемый в таком «обездоленном» варианте, горельеф производил на современников неизгладимое впечатление. «Строгая, непримиримо требовательная А.С. Голубкина, мастерство которой Шадр знал и ценил всегда, сказала даже: «Вот у кого надо учиться». Его поздравляли, у его скульптуры постоянно толпились зрители.

''Борьба с землей'' (фрагмент 3), 1923. Отлит в 1959. Бронза. Состояние рельефа на 2019 год. Фото: журнал '' Новое искусствознание''''Борьба с землей'' (фрагмент 3), 1923. Отлит в 1959. Бронза. Состояние рельефа на 2019 год. Фото: журнал '' Новое искусствознание''

В чем же заключалась идея Шадра и в чем уникальность созданного произведения? Основная композиция фонтана Фонтан «Штурм земли», равно как и рельеф «Борьба с землей», представляют собой интереснейший пример соединения романтической патетики, характерной для творческих интенций И. Шадра, и попытки ее воплощения в жизненно убедительной манере. Столь сложное в плане реализации образно-пластическое решение было продиктовано уникальным мироощущением Шадра, которое заключалось в способности осмысливать окружающую действительность сквозь призму мифопоэтического восприятия… И здесь нам видится наиболее верным и точным определение, данное Шадру скульптором Борисом Королёвым: «Жюль Верн от скульптуры»…

Ирина СЕДОВА, искусствовед, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи

(Текст из статьи «Проблемы исследования отечественной скульптуры». Журнал «Новое искусствознание», 2019)

 

"А.С. ПУШКИН"

''А.С. Пушкин'', 1940. Бронза, 71х28х29 см''А.С. Пушкин'', 1940. Бронза, 71х28х29 см

Когда в 1937 году к столетию со дня смерти Пушкина был объявлен конкурс на создание памятника поэту в Ленинграде, Шадр включился в эту работу. Первым «гения русской поэзии» увековечил в монументальной скульптуре А.М. Опекушин (1880, Москва), и этот памятник за полстолетия успел стать хрестоматийным.

Александр Опекушин (1841-1923).''А.С. Пушкин'', 1875. Бронза, 101х37,5х30,5 см.Собрание Государственной Третьяковской галереиАлександр Опекушин (1841-1923).
''А.С. Пушкин'', 1875. Бронза, 101х37,5х30,5 см.
Собрание Государственной Третьяковской галереи

Шадр относился к произведению Опекушина с большим уважением, но отмечал в дневниках, что образ слишком спокоен и элегичен. Иван Дмитриевич хотел сделать его более взволнованным, порывистым. «Пушкина надо изображать не созерцателем и не одиноким мыслителем, но вдохновенным пророком своего народа». В 1938 году во втором туре конкурса жюри утвердило проект Шадра.

По первоначальному плану памятник должен был располагаться на Стрелке Невы перед зданием Биржи, позднее было выбрано другое место – на Площади искусств перед Государственным Русским музеем. Шадр не успел завершить свой замысел, поэтому в 1957 году там установили монумент работы М.К. Аникушина.

Сохранилось множество эскизов, дающих возможность проследить этапы работы над образом Пушкина. Варианты скульптуры были весьма разнообразны. Один из них – романтический – поэт, горделиво стоящий на высокой скале; другой – смертельно раненный поэт, лежащий на белой мраморной плите, прицеливающийся из пистолета.

Стремясь к монументальности, Шадр нашел иное решение: «Я одену Пушкина в шинель, огромную, тяжелую. Пусть она давит его, а он вырывается из этой шинели, как бабочка из кокона». Автор также создает особый постамент в виде капители колонны, проводя художественную параллель с пушкинской строкой: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

 

"БУЛЫЖНИК-ОРУЖИЕ ПРОЛЕТАРИАТА"

 ''Булыжник-оружие пролетариата'', 1927. Бронза, 125х122х150 см''Булыжник-оружие пролетариата'', 1927. Бронза, 125х122х150 см

 Скульптор готовил эту работу для участия во всероссийской Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции. Шадр создавал образ по личным воспоминаниям о революционных событиях 1905 года, когда на его глазах происходили выступления демонстрантов в Екатеринбурге.

Фигура восставшего рабочего представляет собой аллегорическое изображение революции. Сам автор усматривал в резком развороте фигуры подобие сжатой пружины, готовой распрямиться с разрушительной силой и развернуться в события 1917 года.

В первоначальном варианте Шадр предполагал использовать образ человека, разрывающего цепи, но в дальнейшем отказался от этой идеи, дабы уйти от романтической символики прошлого. Его персонаж – не согбенный бывший раб, но будущий победитель. 

 

"КРАСНОАРМЕЕЦ"

''Красноармеец'', 1922. Бронза, 92х60х62 см''Красноармеец'', 1922. Бронза, 92х60х62 см

Фигура «Красноармейца» решена Шадром без лишней патетики. Его герой – простой рабочий паренек, бывший крестьянин с простодушными широко раскрытыми глазами. Шадр не делает полный торс, убирает ненужные детали и оставляет только самые существенные: плотно надетая буденовка и кисть руки, сжимающая ремень винтовки. Благодаря этим приемам образ обретает характер не столько героический и статичный, сколько жизненный и динамичный.

В 1923 году изображение скульптуры «Красноармеец» было помещено на советскую денежную купюру достоинством 25000 рублей.

 

"КРЕСТЬЯНИН"

''Крестьянин'', 1922. Бронза, 75х85х65 см''Крестьянин'', 1922. Бронза, 75х85х65 см

Чтобы точнее отразить дух эпохи, в поиске реалистических типажей Шадр отправляется из столицы к своим землякам, крестьянам Шадринского уезда. Однако большинство крестьян, подходящих типажей, отказывались позировать из суеверия.

Шадр пишет о беседе с одним крестьянином: «Подсел к старику… и спросил его, не будет ли он для меня позировать… Дед неожиданно встал, выпрямился, длинные седые брови космами затряслись, он высоко взмахнул над моей головой палкой: «Окаянный, что ты меня улещаешь? Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хошь, гадина этакая!».

В результате моделью послужил житель деревни Прыговой Шадринского уезда, Перфилий Петрович Калганов, который, впрочем, тоже долго отказывался от позирования.

«Крестьянин» Шадра вылеплен широкими мазками, автор сознательно не прорабатывает мелких деталей, чтобы сделать образ более монументальным. По его суровому виду понятно, что он немногословный, работящий хозяин своей земли.

В 1923 году фигура «Крестьянина» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 15000 рублей.

 

"РАБОЧИЙ С МОЛОТОМ" (ПОРТРЕТ)

''Рабочий с молотом'', 1922. Бронза. 75х86х59 см''Рабочий с молотом'', 1922. Бронза. 75х86х59 см

Для создания образа «Рабочего» Шадр посещал заводы, где наблюдал труд людей, изучал типажи от подмастерья до директоров, фиксировал характерные движения для емкого художественного обобщения. Работа с натурщиком была только завершающим этапом.

Шадр писал, что его «Рабочий» должен быть «символом международного пролетариата».

Композиция динамична — диагональная линия плеч, поворот головы рабочего передают движение, момент трудового процесса. Выразительность образу придают рельефно очерченная мускулатура тела и глубокие морщины на лице. Нестандартным решением является то, что к бюсту автор добавил кисти рук, держащие молот. Биограф художника Ольга Воронова писала об этой скульптуре: «Лицо – характер, руки – сила, молот – эмблема».

В 1925 году фигура «Рабочего» была помещена на советскую денежную купюру достоинством 5 рублей. 

 

"РАБОЧИЙ С МОЛОТОМ" (ФИГУРА")

''Рабочий с молотом''. 1936. Бронза, 57х28х21 см''Рабочий с молотом''. 1936. Бронза, 57х28х21 см

Фигура «Рабочий с молотом» была сделана скульптором как часть проекта памятника героям обороны города Луганска. В 1930 году в честь 10-летия освобождения Луганска от белогвардейцев по инициативе Общества старых большевиков городским исполнительным комитетом было принято решение увековечить память защитников Донбасса, создав «Памятник борцам, погибшим при защите Луганска от армии Деникина». На реализацию проекта было выделено 100 тысяч рублей.

Однако выделенных денег оказалось недостаточно. Тогда жители города собрали недостающие средства самостоятельно. С 1935 года разработкой проекта будущего монумента занимался архитектор А.С. Шеремет, и уже в начале 1936 года эскиз был утвержден в Москве народным комиссаром обороны СССР Климентом Ворошиловым. Мемориал открыт 7 ноября 1937 года в ознаменование 20-й годовщины Октябрьской революции.

 

"СЕЯТЕЛЬ"

''Сеятель'', 1922. Бронза, 110х150х65 см''Сеятель'', 1922. Бронза, 110х150х65 см

Многие крестьяне отказывались от позирования для «Сеятеля», но молодежь, в отличие от старшего поколения, была не столь суеверна, не боялась «греха» и охотно соглашалась позировать. Для фигуры «Сеятеля» прототипом послужил житель Урала Киприян Кириллович Авдеев.

Ради создания величественного образа Шадр пошел против «правды жизни»: уральские крестьяне обычно сеяли двумя руками одновременно, повесив лукошко на шею. Но фигура человека, согнувшаяся под тяжестью своей ноши, с раскинутыми руками создавала бы впечатление тяжелого, кабального труда. «Сеятель» Шадра подобен былинному богатырю, рука его, по выражению скульптора, «не рука – лопата и грабли». Он смотрит торжественно и гордо – его трудом жив род людской.

В 1924 году «Сеятель» был размещен на банковском билете достоинством 3 червонца.

 

"Л.Б. КРАСИН"

''Портрет Л.Б. Красина'', 1926. Бронза, 50х21,8х24,3 см''Портрет Л.Б. Красина'', 1926. Бронза, 50х21,8х24,3 см

В 1926 году Шадр ездил за границу: он посетил Францию и Италию. Скульптор искал значимую тему, выдающуюся модель. В Италии он ждал согласия позировать от А.М. Горького. В Париже Шадр вылепил бюст Л.Б. Красина, бывшего тогда полпредом СССР, затем повторил портрет в мраморе. Для Шадра было важным понятие о «пропорции духа». Он так писал об этом: «Художнику нужно уметь находить людей, пропорции духа которых позволяют говорить не только об их личных качествах, но и об общечеловеческих свойствах. Об этических, нравственных или социальных проблемах».

Два месяца Шадр ежедневно работал со смертельно больным Красиным, подолгу разговаривая со своей моделью. Голова Красина решена резко, почти гротескно. Подчеркнута каждая морщинка, каждая складка кожи. Нервно-темпераментной становится и лепка: контрастно сопоставляет скульптор свет и тень. Он лепит своего героя порывистым, утомленным болезнью, но непокоренным духом, решительным и твердым.

 

"ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ"

''Девушка с веслом'', 1934-1935. Бронза, 171х43х31 см''Девушка с веслом'', 1934-1935. Бронза, 171х43х31 см

Произведение из собрания Третьяковской галереи является эскизом монументально-декоративной скульптуры Ивана Шадра «Девушка с веслом». Подобные статуи молодых физкультурниц, выполненные разными мастерами, украшали парки многих советских городов, но именно работе Шадра суждено было приобрести наибольшую известность. Задуманная как вертикальная доминанта ЦПКиО имени Горького в Москве, скульптура стала одним из символов своей эпохи наряду с «Рабочим и колхозницей» В.И. Мухиной.

Примечательно, что в крупном масштабе статуя была отлита дважды. Восьмиметровая «Девушка с веслом», которая находилась до 1941 года в Парке Горького в Москве, была вторым вариантом. Эскиз из собрания галереи отражает облик первой скульптуры, подвергшейся критике за чрезмерную высоту (12 м) и соблазнительные пропорции фигуры девушки.

Первая статуя была отослана в парк Ворошиловграда (ныне Луганск), а для столичного парка скульптор создал еще одну, с некоторыми изменениями. Фигура девушки стала более вытянутой и тонкой, а высота статуи – меньше на 4 метра. Скульптура стояла в центре фонтана Парка Горького в окружении завесы из струй воды до 1941 года, когда в начале войны она была разрушена при бомбежке.

''Девушка с веслом'', 1935. Центральный фонтан Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького.Фото Наума Грановского, ТАСС''Девушка с веслом'', 1935. Центральный фонтан Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького.
Фото Наума Грановского, ТАСС

 

"РАБОЧИЙ СО ЗНАМЕНЕМ", "ДЕВУШКА С ФАКЕЛОМ"

''Рабочий со знаменем'', 1936.Бронза, 117,5х42.5х62 см''Рабочий со знаменем'', 1936.
Бронза, 117,5х42.5х62 см

''Девушка с факелом'', 1937. Бронза, 147,5х32,5х39,5 см''Девушка с факелом'', 1937. Бронза, 147,5х32,5х39,5 см

В 1937 году скульптора пригласили участвовать в конкурсе на оформление Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, которая должна была пройти в 1939 году. Шадр сделал проекты двух скульптур: «Рабочий со знаменем» и «Девушка с факелом» (но скульптуры так и не участвовали в выставке, так как в конкурсе победил проект В. Андреева). Скульптуры должны были располагаться по обеим сторонам от входа в павильон и композиционно дополняли друг друга.

Середина 1930-х годов была сложным периодом для Шадра: он участвовал также в конкурсе на создание фигуры «Рабочего и колхозницы», но его проект был отвергнут, а уже установленный памятник Ленину заменен скульптурой другого автора. В складывающейся художественно-культурной ситуации работы скульптора воспринимались критиками как чересчур эмоциональные и порывисто-динамичные: по их мнению, им не доставало парадности и пафоса.

Тексты и фото: сайт «Моя Третьяковка»

Выставка Ивана Шадра

Новая Третьяковка, Москва, ул. Крымский Вал, 10

1 ноября 2022 - 9 апреля 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск