3 ноября 2022 года в выставочном зале МОСХ России на Беговой открывается общая выставка двух Марцев: отца и дочери – естественная, как ВДОХ и ВЫДОХ. В октябре исполнилось 20 лет со дня смерти Андрея Валериановича. Выставка эта в какой-то степени – дар его памяти.
АНДРЕЙ ВАЛЕРИАНОВИЧ МАРЦ
Андрей Марц (26 июня 1924 – 20 октября 2002) - Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, один из выдающихся российских скульпторов ХХ века, мастер анималистической скульптуры, создавший свой, не имеющий аналогов стиль. Во многом благодаря Андрею Марцу, достойному продолжателю творческого наследия В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова, русская анималистическая скульптура ХХ столетия стала серьезным художественным явлением.
Андрей Марц в 1952 году окончил скульптурный факультет МГХИ имени В.И Сурикова. Его педагогами были Р. Иодко, П. Павлинов, С. Шильников, Д. Шварц, Н. Томский. Важнейшую роль в его профессиональном становлении сыграли лекции великого скульптора Александра Матвеева и занятия с его учеником, теоретиком матвеевской школы В. Белинковым.
Андрей Марц принадлежал к поколению, заявившему о себе в шестидесятые годы 20-го века небывалыми достижениями во всех сферах жизни общества – искусстве, литературе, философии, науке, обусловивших его развитие на многие годы. Искусство обретало иной взгляд на мир, свободный от идеологических канонов, новый образный язык.
Андрей Марц был по сути «формотворец». Его острые, точные по образному решению работы рождались из единства пластических замыслов и виртуозного использования выразительных возможностей материала. Стихией его был металл, которым он владел в совершенстве. Сочетание плотных литых масс и застывших «ручейков», контраст объемов и пустот, сварные ажурные конструкции и жесткие кованые фрагменты мастерски использовались скульптором для раскрытия характера изображаемого животного.
Декоративные и достаточно условные решения Марца основывались на глубоком знании природы, на стремлении понять сущность каждого животного. Его непосредственные реальные впечатления соединялись с глубокими познаниями истории мировой анималистики — от первобытных памятников и искусства кельтов до образов, знаков и символов, созданных изобразительной традицией народов мира.
Именно анималистика оказалась для Андрея Марца той действительностью, которая позволила ему приобщиться к бесконечному, уму непостижимому многообразию природных форм – предмету изумления и почитания, источнику его бесконечных пластических идей, не абстрактных, а раскрывающих сущность каждого животного.
Творчество Андрея Марца невероятно свежо и сейчас. Также актуален и посыл художника – восхититься красотой мира и ощутить свою ответственность перед природой. Многочисленные коллекции его работ находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Дарвиновском музее, Биологическом музее имени К.А. Тимирязева в Москве, Государственном Русском музее в С.-Петербурге, Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» в Московской области. Произведения Андрея Марца входят в собрания более пятидесяти российских и зарубежных музеев, многочисленные частные коллекции.
Страница Андрея МАРЦА на сайте ОМС
ИРИНА АНДРЕЕВНА МАРЦ
Ирина Марц родилась в Москве в 1959 году в семье выдающегося скульптора Андрея Марца и Людмилы Марц, известного искусствоведа. В 1982-м окончила художественный факультет Московского полиграфического института, училась у Д. Лиона, Д. Жилинского.
Ирина Марц принадлежит поколению художников – детей шестидесятников, родившихся в годы «оттепели» и вступивших в творческую жизнь в 1980-е. Это поколение представляет «новую генерацию» художников конца ХХ–начала XXI веков, широко образованных, прошедших серьезную классическую школу, внутренне свободных.
Художница пишет пейзажи и жанровые картины. Пишет решительно, смело, энергично, как человек, уверенный в том, что он хочет сказать. Все многообразие и полнота жизни в ее живописи – богатой, густой, насыщенной; тонкие цветовые отношения уживаются с экспрессией.
Она страстный путешественник, в поездках по России и зарубежным странам не расстается с альбомом. Каждое путешествие запечатлено в живописных сериях, передающих живые, очень уличные эмоциональные впечатления.
Творчество Ирины Марц находит отклик зрителей и маститых критиков. Вот примеры оценки ее живописи высокими профессионалами.
Александр Якимович, доктор искусствознания, академик РАХ:
«Ирина Марц – живописец милостью Божией. К этому можно было бы добавить еще и других трюизмов, и штампов, вроде того, что «она пишет, как дышит»; при всей стереотипности подобных комплиментов, в данном случае они вполне справедливы и содержательны. Ирина Марц пишет и русскую зиму, и лето на Черном море, и городские пейзажи, и жанровые сцены в интерьерах, и всегда у нее получается, что мир богат и обилен, полон света и жизни, и пульсируют соки бытия в земле и воде, в облаках и домах. Иной раз проскальзывают «хмурые» интонации, и ощущаются оттенки тревожного ожидания. Например, в ее картинах о таком особенном мире, как железная дорога, купе поезда, перрон и вокзал. Но, как бы то ни было, перед нами несгибаемый «онтологический оптимист». Жизнь хороша и жить хорошо в полнокровном, воздушном и живом мире Ирины Марц».
Борис Минаев, писатель, финалист Русского Букера 2016 года:
«Ира – замечательный художник. Больше всего, если честно – я люблю ее московские пейзажи. В них для меня есть что-то взаправду магическое. Я смотрю на эти картины и понимаю, что, да, главное в них – это московский воздух. Он всегда есть на этих картинах, его всегда видно и даже слышно. Иногда прогорклый от бензина и гари, иногда острый и свежий после снега или дождя, иногда тяжелый и душный, набухший ожиданием лета или зимы. Иногда – прозрачный и невыразимо грустный, но и прекрасный тоже. Московский воздух обнимает эти старые дома, привычные линии, почти неразличимые фигуры людей».
Ирина Марц работает также в качестве книжного дизайнера. Она оформила более сорока книг по искусству. В 2012 году Ирина Марц избрана членом-корреспондентом Российской академии художества. В 2020-м – награждена Серебряной медалью РАХ.
Художница активно выставляется. Ею проведены более 20 персональных выставок. Живописные произведения Ирины Марц хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Художественного музея в Липецке, Рязанского государственного областного художественного музея, Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», музея «Новый Иерусалим» (Истра), в частных коллекциях России, Англии, Германии, Франции, Италии, Испании, Израиля и других стран.
Выставка «Андрей и Ирина Марц. «Вдох – выдох»
Выставочный зал МОСХ России, ул. Беговая, 7
Открыта с понедельника по субботу, с 11.00 до 19.00
3 -18 ноября 2022
Фото: сайт ОМС и архив Ирины Марц