К ЮБИЛЕЮ ВЛАДИМИРА ЦИММЕРЛИНГА

Условием превращения продукта духовной активности в факт культуры является не само произведение, но наличие людей, способных оценить его.

В свою очередь, «способность оценить» находится в непосредственной зависимости от характера самого произведения.

Владимир Циммерлинг, 1960-е годы

 

К 90-летию Владимира Циммерлинга на сайте Объединения московских скульпторов выложены тексты его публикаций 1974 года в двух искусствоведческих журналах. Они достаточно полно характеризуют его как художника, мыслителя и куратора самодеятельного искусства СССР. На протяжении более полутора десятков лет, начиная с 1970-го, он был членом комиссии по самодеятельному творчеству при СХ СССР, ездил по стране, читал лекции по эстетике и отбирал работы самодеятельных художников для республиканских и всесоюзных выставок: благодаря ему на эти выставки попали работы замечательного художника-примитивиста Ивана Егоровича Селиванова (1907 - 1988).

В 1973 году проводилась всесоюзная конференция «Досуг и творчество», где выступали художники, искусствоведы, руководители творческих союзов и Академии художеств.  Ее итоги освещены в 3-м номере журнала «Декоративное искусство» за 1974 год. Среди выступавших был и Владимир Циммерлинг: довольно подробная стенограмма его доклада опубликована на стр. 30-31. Конференция вызвала заочную дискуссию с участием профессионалов и любителей. Откликаясь на нее, журнал «Художник» заказал В.Ц. обобщающую статью, которая была напечатана в 4-м номере (1974).  Эти два текста 1974 года не попали в книги Владимира Циммерлинга по философии и истории культуры [Циммерлинг 1999; Циммерлинг 2019], но их имеет смысл оценивать в контексте общей эстетической концепции автора, а также — как документ эпохи.

Программа статьи Владимира Циммерлинга и его речи, произнесенной в присутствии чиновников от искусства и партийных начальников, по существу является развернутым отрицанием официальной марксистской эстетики и тезиса о том, что все люди воспринимают мир одинаково (т.н. теория отражения). Ей автор противопоставляет тезис о том, что восприятие есть «акт истолкования мира», т.е. интерпретация. Искусство неделимо, эстетические критерии одни и те же для профессионалов и любителей, а ценность произведения определяется наличием людей, способных оценить его. Восприятие, как и создание произведения — творческий акт, нужно повышать культуру восприятия и развивать индивидуальное видение. Ориентация на внешнее правдоподобие, к которому наивно стремится дилетант, может быть вредоносной как для него, так и для профессионала.

Встает вопрос, как автору вообще удалось публично высказать эти идеи в советских реалиях 1974 года, тем более, на страницах журналов.  Вероятных причин две. Во-первых, эстетическая программа В.Ц. была озвучена им по специальному поводу — в контексте диалога с читателями и наставлений самодеятельным художникам. Во-вторых, редколлегия журнала «Художник» проявила чуткость и оценила статью по достоинству. Законченное в том же году обширное эссе «Промер» о поэтике Осипа Мандельштама распространялось в виде машинописи. Впервые напечатано оно было лишь в 1993 году, см. [Циммерлинг 1993]: в советское время автор не пытался его публиковать.

Читатель может удивиться тому, что активный художник одновременно мыслил философскими категориями и писал статьи по искусству. Владимир Циммерлинг еще школьником получил основательную подготовку в области философии и истории культуры. В его архиве есть немало эссе и заметок по эстетике (самые ранние относятся к началу 1950-х), включая начало книги с характерным названием «Общедоступная эстетика», датируемой 1960-ми годами. Как и в пластике, в интеллектуальном творчестве он стремился к емкости и лаконизму. С середины 1970-х его излюбленной формой была не статья, а эссе: к жанру статьи он вернулся лишь в [Циммерлинг 1995; Циммерлинг 2004]. Скульптура Владимира Циммерлинга и его работы по эстетике оставались в разной плоскости. Рефлексия над своим творчеством была ему не чужда, ср. эссе «Живое чудо» (1965), посмертно опубликованное в [Циммерлинг 2021]. Однако он избегал комментариев к своим работам, считая, что произведение должно воздействовать непосредственно.

Рукопись статьи «К самодеятельному творчеству» не сохранилась, но в оттиске рукой автора добавлено несколько шрифтовых выделений и восполнено одно слово, пропущенное в наборе. Эти добавления учтены в тексте, публикуемом на сайте.

В качестве иллюстрации публикуется фотография Владимира Циммерлинга в 1970-е годы, а также фото двух скульптурных портретов, над которыми он работал примерно в этот же период — «Юлий Цезарь» (бронза, 1975) и «Юнна Мориц» (гранит, 1976). 

Статья Владимира ЦИММЕРЛИНГА "К ПРОБЛЕМАМ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА", 1974

Выступление Владимира ЦИММЕРЛИНГА на всесоюзной конференции "Досуг и творчество", 1974

Антон ЦИММЕРЛИНГ

 

ЛИТЕРАТУРА

Циммерлинг 1993 — В.И. Циммерлинг. Промер // Мандельштамовское общество. Т. 4. Сохрани мою речь, № 2. Сост. О. Лекманов, П. Нерлер. М.: Книжный сад, 1993, с. 44 ― 57.  ISBN 5-85766-020-4.

Циммерлинг 1995 — В.И. Циммерлинг. Канон и модель // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: Тез. конф. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1995. С. 139 ― 145.  ISBN 5-7576-0012-8

Циммерлинг 1999 —  Владимир Циммерлинг.  Да и нет не говорите. М.: Институт экономики РАН, 1999. 118 c. ISBN 5-201-03330-x.

 Циммерлинг 2004 — В.И.Циммерлинг. Внеиндивидуальное в эстетическом // Логический анализ языка. Языки эстетики. Сост. и отв. ред. член-корр. РАН Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2004, с. 30 ― 36. ISBN 5-85759-275-5.

Циммерлинг 2019 — Владимир Циммерлинг. Избранные работы. Составление, общая редакция и комментарии А.В. Циммерлинга. М-Спб.: Нестор-История, 2019. 540 с., с ил. ISBN 978-5-4469-1631-3.

Циммерлинг 2021 — Владимир Циммерлинг.  Живое чудо. Москва, ок. 1965 г. Первая публикация в: "СОБРАНИЕ. Искусство и культура", № 59 (2021), с. 104-105.

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск