КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВ. О СЕБЕ И СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ

- Как скульптор я начал работать с середины 1980-х годов, до этого был графиком — делал книги. Начинал я с монументальных работ. Мой отец, скульптор Юрий Владимирович Александров, в это время организовал в своей мастерской кустарную литейку, и я занялся, в том числе, бронзовым литьем. «Государственные заказы» вскоре благополучно закончились, и я стал делать работы «для себя».

Понемногу элементы «изобразительности» из моих работ исчезли. Мне не хотелось, чтобы создавалось впечатление, что я зашифровываю сюжеты — мне хотелось придавать им множественный смысл, как в поэзии, — отсюда отсутствие названий во многих моих работах. Мне нужно, чтобы материал, с которым я работаю, «играл роль» другого материала, как актер классицистического театра играет роль, оставаясь прежде всего актером.

Бронза как раз такой материал. Все работы на первых двух персональных выставках, проходивших в 1994 году в ЦДХ и в 1995 году в ЦДЛ, были бронзовыми.

 В 1992 году я случайно попал в Европейский керамический центр, расположенный в Голландии в городе Хертогенбосе. Там потрясающее оборудование, и мне ужасно захотелось туда попасть уже как художнику. Я послал всякие бумаги и стал ждать приглашения, одновременно думая о том, как бы подступиться к этому материалу. В результате в 1995 году получилась маленькая выставка в галерее «Студия 20» Центра современного искусства.

Летом 1996 года я уехал наконец в Голландию, где работал три месяца и сделал девять работ, выставленных затем в Европейском керамическом центре, а потом в Москве на «Арт-Манеже». Для удобства транспортировки все керамические работы хотелось сделать разборными и компактно пакующимися.

Эти обстоятельства, как мне кажется, даже помогали мне в работе.

Хотелось сделать работы крупных размеров и более массивные, и я начал делать их из бетона. Бетон — материал мертвенный и аморфный, и в этом его достоинство. В некоторых работах я соединял его со сталью — здесь и контраст, и естественность, идущая от технологии. Работы из алюминиевого сплава и свинца были отчасти «бронзовым рецидивом», но таким образом мне хотелось снять с работ налет буржуазности, присущий всякой литой бронзе.

Оба эти материала, вызывающие во мне ностальгические воспоминания о скульптуре 1960-х годов, соединились на выставке в галерее «Манеж» в 1999 году. Там была еще и маленькая работа из свинца — материала очень нежного. Работа с бетоном и алюминием была интересна еще и возможностью попробовать эти материалы, используемые как крупно-масштабные и монументальные, для изготовления камерных станковых вещей.

Довольно давно хотел поработать с деревом, и тут мне пришло в голову перенести технологию обработки камня (перфорирование и раскол по перфорации каменных блоков) на массив дерева. Работаю я в основном с дубом — колкий и плотный материал, к тому же кое-какие запасы были у родителей.

Затем стал применять более традиционные технологии: начал дерево распаривать и гнуть, клеить дубовый шпон, точить на токарном станке и т. д. Чудный материал — почти всегда можно поправить, что не так: приклеить, если откололось, добавить или срезать. Сразу делаешь конечный продукт без всяких моделей, формовки, отливки. Получается естественным как красить и шлифовать его, так и оставлять необработанным. Впервые выставил деревянные работы в галерее «Улица ОГИ» у Лизы Плавинской в 2002 году и занимаюсь ими до настоящего времени.

Как-то мне предложили вместе со многими художниками и архитекторами поучаствовать в фестивале «Город птиц» в бухте Радости на Клязьминском водохранилище. Я сделал шестиметровый многоэтажный скворечник. Потом были «Аквариум» на презентации журнала «Штаб-квартира» и участие в четырех фестивалях «Арт-Клязьма».

Получается, что я делаю инсталляции на заказ, и они сливаются в моем представлении с другими заказными работами, где нужно учитывать и конкретное место, технические и финансовые возможности, да и личность заказчика тоже. Таким образом, иногда получается, что в «заказных» работах финансируются мои идеи, и это чудесно.

Кирилл АЛЕКСАНДРОВ

(Текст: каталог «Кирилл Александров. Скульптура. Графика. Инсталляции. Объекты», Москва, 2009)

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск