Выставка "Вера. История. Культура. Скульптор Леонид Баранов" открылась 16 июля 2024 года в часовне-музее храма Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови"). Работы мастера, в свое время имевшего персональные выставки в Третьяковской галерее, в залах Российской академии художеств, в музеях России и Китая, впервые представлены в Санкт-Петербурге. Все произведения предоставлены его семьей. Куратор выставки - искусствовед и художник Петр Баранов, сын скульптора.
На вернисаже директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров отметил, что художник, к сожалению, при жизни так и не дождался выставки в северной столице, хотя темы его творчества созвучны городу на Неве. Санкт-Петербург - город скульптуры, она во многом определяет его облик. Одна из последних работ - скульптурный портрет архитектора "Спаса-на-Крови" Альфреда Парланда, и дочь Леонида Баранова Наталья продолжает работать над большой статуей.
Директор вручил юбилейные медали с изображением Исаакиевского собора супруге художника искусствоведу Светлане Джафаровой и куратору Петру Баранову.
Научный сотрудник исторического факультета МГУ Елена Грибоносова-Гребнева рассказала, что часто посещала московскую мастерскую скульптора со студентами: важно, чтобы его работы видели молодые люди. Среди любимых героев Леонида Баранова был Федор Достоевский, что роднит его с Санкт-Петербургом.
Доцент Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры Ольга Томсон обратила внимание на тематическое разнообразие творчества мастера и тоже коснулась темы важности для него творчества и личности Федора Достоевского, упомянув о скульптуре, где писатель представлен стоящим на земном шаре.
"Это художник, который создает миры, - отметил действительный член Российской академии художеств скульптор Сергей Мильченко. - К религиозным сюжетам он обращается довольно поздно, они занимают в его творчестве особое место. Слепить скульптуру нетрудно, а наполнить ее настоящей жизнью не у всех получается. Персонажи Леонида Баранова живые, с ними начинаешь общаться. Хочется обратиться к патриарху Никону, спросить его, зачем он все это устроил, а святого Александра Невского попросить: "Помоги нам!"
Светлана Джафарова рассказала, что скульптор любил делать персональные выставки и участвовать в групповых, всегда давал работы, которые вступали друг с другом в диалог. Он любил историю, часто возвращался к одним и тем же персонажам. Экспозиция уникальна тем, что никогда работы автора на религиозную тему не выставлялись отдельно. Обратив внимание на скульптуру "Воскресение Христа", она отметила: "Нам предлагается, как Фоме, поверить".
Среди представленных работ на христианскую тему - рельефные и объемные скульптуры Богоматери с Младенцем (2017), Иоанна Крестителя (2015), Христа Вседержителя (2017). Скульптор также воплощает святого Александра Невского, святителя Николая Японского, современных церковных деятелей. Есть и философские композиции на библейские темы. Интересен сюжет "Изгнание из рая": фигурки Адама и Евы находятся между пальцев Божией десницы.
Обращается художник и к образам российских правителей из династии Романовых. Но если большинство композиций выполнены в стиле парадного портрета, то скульптура "Петр I после Победы над Полтавой" представляет императора попирающим голову поверженного шведского короля Карла XII. Поза царя выражает радость и восторг.
Интересны были скульптору и деятели русской культуры. Есть на выставке портреты Александра Грибоедова, Николая Гоголя. Работу над портретом зодчего Альфреда Парланда автор начинал в 2022 году, а заканчивала его дочь Наталья Баранова. Музей "Исаакиевский собор" приобрел ее для постоянной экспозиции в музее-памятнике "Спас-на-Крови".
Леонид Баранов (1943-2022) родился в Москве, с детства занимался лепкой. В 1968 году окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. С 1969 года - член Союза художников СССР, с 1992-го - Московского союза художников, Объединения московских скульпторов, Союза художников России. Среди наиболее известных работ - памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову в Музее-заповеднике "Царицыно", Петру I и доктору Николаю Бидлоо на территории Госпиталя имени Николая Бурденко, монумент князю Петру Вяземскому у здания Российского исторического общества на Воронцовом поле.
В 1988 году композиция "Полет" (создана в соавторстве с Ингой Савранской) побывала на борту космического корабля во время советско-французского полета. За рубежом мастера знают как создателя памятников Петру I в Роттердаме и Федору Достоевскому в Баден-Бадене. В Музее Людвига в Кельне (Германия) экспонируется посвященная Александру Пушкину композиция из 11 скульптур.
Выставка открыта до 31 августа в часы работы музея. Адрес часовни-музея - наб. канала Грибоедова, 2б, лит. А.
Источник: ИА "Вода живая"
Фото Андрея ПЕТРОВА, Александра САВЕРКИНА/ТАСС