Скульптор Марат Бабин. Фото из архива Ирины Эльшанской

МАРАТ БАБИН. ГУЛЛИВЕР СРЕДИ ЛИЛИПУТОВ

По просьбе сайта ОМС Александр Белугин, график, живописец и культуролог, комментирует графическое наследие скульптора Марата Бабина (1929-2010), которое мы представляем на этой странице.

Говорят, что при знакомстве с человеком первое впечатление - самое важное. Поэтому расскажу о своей встрече с Маратом Бабиным.

В ноябре 2005 года меня пригласили работать в школу №1311. Занимаясь оформлением школьного музея, не сразу познакомился с педагогическим коллективом. Однажды вечером, гуляя по пустым коридорам школы, зашел в кабинет изо на третьем этаже.

Каково было мое удивление увидеть за партой худого, согбенного старика, курящего сигарету. Его узловатые руки мелко перебирали глиняную фигурку человечка. Вокруг на партах, как лилипуты, сидели, стояли, лежали глиняные персонажи. Было ощущение, что они голосили и жили своей особенной жизнью.

Сам автор восседал, как Гулливер, над полчищами своих творений. Его огромная по сравнению с туловищем голова напоминала образы библейских героев с картин Рембрандта. В уголках глубоко сидящих глаз вспыхнул озорной огонек.

- Марат - спокойно отрекомендовался он.

Так состоялось мое знакомство с этим удивительно трогательным, глубоким и проницательным человеком. В тот вечер допоздна мы смотрели его работы, небольшие буклеты и графические листы. Особенно меня поразила скульптура человека, которая сейчас находится в музее Тель- Авива. Тема, пропорции, пластика были столь современны, самобытны и уникальны, что никак не вязались с образом живого скульптора. Так я понял, что передо мной настоящий Художник с большой буквы.

С удовольствие откликаюсь на просьбу Объединения московских скульпторов  прокомментировать графические работы Марата Бабина. Первое, что трогает меня как зрителя в его графических листах, - это дух времени. Будь то армейские зарисовки или более поздние штудии женских фигур - каждая работа несет отпечаток времени.

В армейских зарисовках Марата Бабина видно, что автор старается тщательно рассмотреть и изобразить форму своих однополчан. Глубокая прорисовка лица каждого бойца создает психологическое, портретное сходство и рассказывает не только о наследственных чертах, но оповещает о внутренних переживаниях героев. Изнанка жизни - так говорят искусствоведы о подобных эффектах.

Художник не ищет формальные решения, но старается понять и донести до зрителя глубокую правду жизни. Простые солдаты, у каждого своя жизнь, своя семья, своя судьба, но одна общая правда жизни души и жизни сердца.

Следующая серия графических листов - штудии, так между собой художники называют эту работу. Другое время, другие образы, другая пластика. Хрущевская оттепель, в моде рок-н-ролл, динамика и легкость.

Жизнь линии выходит на первое место в работах Марата. Конечно, Матисс с легкостью и чистотой движений - кумир тех времен. Марат с удовольствием несколькими линиями определяет форму тела. Только главное и только кратко - кажется лозунгом того периода. Нет времени на передачу переживаний изображаемых моделей. Нет места для тщательной проработки.

Но Марат - скульптор, поэтому в его работах есть вес, чувство формы и пространства. И конечно, дух времени. Очень рад, что судьба свела меня с этим удивительным Человеком и уникальным Художником.

Александр БЕЛУГИН, график, живописец, культуролог

Справка сайта ОМС

Александр Белугин родился в 1955 году. Учился в Абрамцевском художественном училище на факультете резьбы по дереву, окончил Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого по специальности «Скульптура».

Член Российской академии народного искусства, Союза художников России и Союза художников VAN и AIG (Великобритания).

Участник многих российских и международных выставок.

Основатель и куратор московского литературного клуба «Подвал №1» (в 2000 году клуб номинирован на премию «Малый Букер»). Основатель графического стиля «Русское УКИЕ» и живописного стиля «Протофлексы».

Работы хранятся в галереях, музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Албании, Болгарии, Бельгии, Белоруссии, Венгрии, Германии, Голландии, Греции, Ирландии, Израиля, Китая, Кореи, Македонии, Польши, Румынии, Сомали, Сербии, Словении, Турции, Франции, Черногории, Швейцарии и Японии.

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск