С конца 1960-х и по 1980-е годы включительно Марианна Романовская (1929-2009) по заказу Министерства культуры СССР создала целую серию юбилейных и памятных медалей, посвященных выдающимся отечественным и зарубежным деятелям искусства и науки.
Татьяна Шимес, дочь Марианны Романовской, рассказывает:
- Мама вообще легко и очень похоже делала портреты, у нее был талант ухватить пластический «знак» лица, не впадая в рабскую зависимость от фотографических пропорций.
Я помню, она говорила, что в медальном портрете глубина рельефа не делается механическим «уплощением» формы, логика рельефа тут иная. Хороший рельеф, по ее словам, не должен зависеть от того, как падает свет.
- Думаю, - продолжает Татьяна, - заказные работы для нее не были так важны, может, поэтому многие медали, сделанные мамой, даже не были ею сфотографированы...
Как бы то ни было, исключительный талант Марианны Романовской сказался и в этом, вроде бы второстепенном для нее виде творческой деятельности. Ее медальерные работы хранятся сегодня в Государственном Эрмитаже в С.-Петербурге, Московском музее современного искусства, в областных и краевых музеях России.
Сайт ОМС впервые публикует наиболее значительные произведения медальерного искусства, созданные Марианной Романовской.
Михаил КРЕНДЕЛЬ
Объединение московских скульпторов благодарит Татьяну Шимес за помощь в создании этой страницы.
Следующий материал: «Марианна Романовская. Взгляд оттуда» (графика; статья скульптора Людмилы Богуславской).
Предыдущие материалы:
«Марианна Романовская. Пластика смутного времени» (статья Вильяма Мейланда»).
«Марианна Романовская. Шпингалет как мера всех вещей» (интервью скульптору Борису Орлову).