Сайт Объединения московских скульпторов публикует полный видеоотчет о дискуссии «Современная скульптура в городском пространстве», которая состоялась 2 декабря в Государственной Третьяковской галерее.
Встреча была приурочена к возвращению в постоянную экспозицию Третьяковки «Футболистов» Иосифа Чайкова, которые до этого находились на длительной и очень сложной реставрации.
Открывая дискуссию, Ирина Седова, заведующая Отделом скульптуры Третьяковской галереи, отметила:
- «Футболисты» Чайкова - это безусловный шедевр двадцатого века, и его возвращение в зал Третьяковки навело нас на мысль о том, что, наверное, уже давно пора публично поговорить о том, что сегодня мы видим на улицах наших городов.
Спикеры дискуссии – Народный художник Российской Федерации, академик РАХ Александр Цигаль и москвовед, культуролог, один из основателей общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин остановились на самых актуальных и наболевших вопросах «современного производства памятников» (как выразился, не без иронии, Александр Владимирович).
А еще Александр Цигаль, Руслан Рахматуллин и Ирина Седова обсудили некоторые недавние памятники, о которых сегодня много говорят и спорят.
Речь идет о памятниках Владимиру Святому на Боровицкой площади (скульптор Салават Щербаков), Майе Плисецкой на Большой Дмитровке (Виктор Митрошин), «Спартаку» у стадиона «Открытие Арена» (Александр Рукавишников), Михаилу Булгакову на Большой Никитской (Михаил Баскаков) и других.
- Мы здесь не художественный совет, чтобы оценивать ту или иную работу, проблема в другом, - сказал Александр Цигаль:
- Ведь как у нас сейчас делаются памятники? В приказном порядке. К какому-нибудь событию. Делаются за два месяца, три, за полгода. А потом приезжает Некто открывать памятник. Приезжает или Сам, или его Зам, или его Пом. Открывают. А что открывают – это уже никому не важно.
- А раньше как было? – продолжает Александр Цигаль. – Делался эскиз, потом рабочая модель. Была обязательная апробация в художественном совете, в Главном архитектурно-планировочном управлении города Москвы, где работали профессиональные, лучшие архитекторы. А потом еще памятник выверялся. Ставили фанерный силуэт, проверяли размер памятника, чтобы всё совпадало. На это уходил и год, и два, и три, и если надо – пять лет.
- Помню, - говорит Александр Цигаль, - как мы ненавидели все эти худсоветы, как мы все кричали, когда же, наконец, упразднят их. И без этих советов всё сами хорошо сделаем. А получается, что очень даже не всегда хорошо…
Памятник, по словам Александра Цигаля, прежде всего должен быть «украшением города»: быть «уникальным» по своим пропорциональным свойствам, пластике, по тому, как он вписан в архитектурный ландшафт местности.
Обсуждение современной скульптуры в современном пространстве получилось живым и интересным. Так что будем надеяться, что это действительно «не последняя наша встреча», как сказала, закрывая дискуссию, Ирина Седова.
Александр ЛЬВОВ
Видеоотчет о дискуссии «Современная скульптура в городском пространстве»