Новости

Previous Next

АЛЕКСАНДР ЦИГАЛЬ: ЧТО НЕ ТАК С ПАМЯТНИКАМИ

Сайт Объединения московских скульпторов публикует полный видеоотчет о дискуссии «Современная скульптура в городском пространстве», которая состоялась 2 декабря в Государственной Третьяковской галерее.

Встреча была приурочена к возвращению в постоянную экспозицию Третьяковки «Футболистов» Иосифа Чайкова, которые до этого находились на длительной и очень сложной реставрации.

Открывая дискуссию, Ирина Седова, заведующая Отделом скульптуры Третьяковской галереи, отметила:

- «Футболисты» Чайкова - это безусловный шедевр двадцатого века, и его возвращение в зал Третьяковки навело нас на мысль о том, что, наверное, уже давно пора публично поговорить о том, что сегодня мы видим на улицах наших городов.

Спикеры дискуссии – Народный художник Российской Федерации, академик РАХ Александр Цигаль и москвовед, культуролог, один из основателей общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин остановились на самых актуальных и наболевших вопросах «современного  производства памятников» (как выразился, не без иронии, Александр Владимирович).

А еще Александр Цигаль, Руслан Рахматуллин и Ирина Седова обсудили некоторые недавние памятники, о которых сегодня много говорят и спорят.

Речь идет о памятниках Владимиру Святому на Боровицкой площади (скульптор Салават Щербаков), Майе Плисецкой на Большой Дмитровке (Виктор Митрошин), «Спартаку» у стадиона «Открытие Арена» (Александр Рукавишников), Михаилу Булгакову на Большой Никитской (Михаил Баскаков) и других.

- Мы здесь не художественный совет, чтобы оценивать ту или иную работу, проблема в другом, - сказал Александр Цигаль:

- Ведь как у нас сейчас делаются памятники? В приказном порядке. К какому-нибудь событию. Делаются за два месяца, три, за полгода. А потом приезжает Некто открывать памятник. Приезжает или Сам, или его Зам, или его Пом. Открывают. А что открывают – это уже никому не важно.

- А раньше как было? – продолжает Александр Цигаль. – Делался эскиз, потом рабочая модель. Была обязательная апробация  в художественном совете, в Главном архитектурно-планировочном управлении города Москвы, где  работали профессиональные, лучшие архитекторы. А потом еще памятник выверялся. Ставили фанерный силуэт, проверяли размер памятника, чтобы всё совпадало. На это уходил и год, и два, и три, и если надо – пять лет.

- Помню, - говорит Александр Цигаль, - как мы ненавидели все эти худсоветы, как мы все кричали, когда же, наконец, упразднят их. И без этих советов всё сами хорошо сделаем. А получается, что очень даже не всегда хорошо…

Памятник, по словам Александра Цигаля, прежде всего должен быть «украшением города»: быть «уникальным» по своим пропорциональным свойствам, пластике, по тому, как он вписан в архитектурный ландшафт местности.

Обсуждение современной скульптуры в современном пространстве получилось живым и интересным. Так что будем надеяться, что это действительно «не последняя наша встреча», как сказала, закрывая дискуссию, Ирина Седова.

 Александр ЛЬВОВ

Видеоотчет о дискуссии «Современная скульптура в городском пространстве»

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск