В Самарском областном художественном музее открылась выставка Бориса Черствого «Апология». На ней представлены 20 бронзовых рельефов на библейские темы, а также две бронзовые скульптуры - «Идущая в пустыне» и «Мария Египетская».
Скульптора многое связывало с Самарой. Отсюда родом был его отец, работавший дипломатом. Борис Черствый оставил для города несколько монументальных произведений, самое известное из которых - Мемориал самарцам, погибшим в необъявленных войнах.
14 июня этого года Борису Черствому исполнилось семьдесят, а через две недели – 28 июня - он ушел из жизни.
В 2015-м он закончил серию работ на христианские мотивы «Апология». Это аскетические библейские образы, сделанные в минималистской манере. Удивительное сочетание графики и скульптуры. Совсем немного художественных средств - выпуклости, прочерченные линии. И в них - едва уловимая пульсация жизни.
В детстве Борис Черствый увлекался музыкой. И родители видели в нем будущего исполнителя. Он пошел по другому пути. Но то увлечение «откликнулось» в серии его поздних произведений. Они музыкальны и, кажется, парят в воздухе, подобно звукам Баха. Такова, например, композиция «Вход Господен в Иерусалим», где лишь тончайший графический нимб четко означает грань небесного и земного.
Еще в юности, обучаясь в Строгановском училище, Борис Черствый отказался от академизма, став приверженцем архаической образности. Для скульптора была важна первозданность формы, мягкая фактура бронзы. Необыкновенные рельефы создавались в технике литья из бронзы с помощью восковых пластин на начальной стадии работы. Теперь эти произведения могут увидеть и самарцы.
- По-гречески «апология» - это и защита, и похвала, - говорит организатор выставки, московский скульптор Изана Голетиани. - Христианские апологеты были защитниками веры. Мне кажется, в произведениях, представленных на выставке, есть оба этих смысла. Такое ощущение, что автор очень бережно касался работ, с большой нежностью и любовью к этим образам. Каждое произведение отсылает нас к одному из библейских сюжетов. И сделано это потрясающе. Мне кажется, одна из самых удивительных работ посвящена четырем евангелистам, собравшимся вместе.
Сами за себя говорят названия и других работ на вечные сюжеты – «Святой», «Добрая самаритянка», «Мария с младенцем», «Голгофа», «Поклонение кресту», «Апостолы», «Благословение», «Святое семейство», «Погребение». Евангельские мотивы здесь соседствуют с ветхозаветными.
Рядом с инсталляциями - две бронзовые скульптуры: «Идущая в пустыне» и «Мария Египетская». Этот образ христианской святой, считающейся покровительницей кающихся женщин, видимо, был особенно дорог скульптору. Отражен он и в двух инсталляциях мастера. И именно скульптуру «Мария Египетская», одно из последних и любимых созданий Бориса Черствого, его вдова Маргарита Бычкова передает в дар Самарскому областному художественному музею.
- Удивительная работа, - говорит заведующая научным отделом художественного музея Светлана Шатунова. - Она напоминает скульптуры Джакометти, которыми вдохновлялся Борис Черствый. Плоть здесь полностью побеждена духом.
Вообще выставки скульпторов крайне редко проходят в Самарском художественном музее. Нынешняя - исключение.
Страница Бориса ЧЕРСТВОГО на сайте ОМС