Известный искусствовед Наталья Толстая рассказывает о том, почему выставка "Степан Эрьзя и мы", которая открывается в выставочном зале на Кузнецком Мосту, 11 задумана как выставка без куратора.
ВЫСТАВКА БЕЗ КУРАТОРА
«Хороший художник – мертвый художник» - эту циничную фразу часто можно слышать от искусствоведов. Действительно, трактовать творчество художника прошлой эпохи гораздо проще – есть литература, иногда – архивные документы, можно позволить себе при этом допущения, за которые живой творец может вызвать на дуэль, а главное – можно приписать художнику работы, которых он не делал, включив их в выставку или каталог.
Живой художник такого не стерпит. Но даже живые художники часто бывают парализованы властью куратора. В последние годы без куратора не обходится ни одна серьезная выставка. Куратор, создавая выставку, довольно часто иллюстрирует свою концепцию работами художников, связывая их подчас не теми визуально-пластическими нитями, которые иному куратору и не видны, а систематизацией, похожей на складской реестр.
Литература, история, слово побеждают визуальный образ. В прошлом остались независимость художника и вольность посетителя художественной экспозиции, позволявшая ему свободно «плавать» среди эпох и стилей, вынимая из пучины вод только тебе предназначенное «послание в бутылке». Куратор определяет эмоции, которые вынесет зритель, он ведет его по маршруту, часто единственно возможному. Публику, словно неразумное дитя, ведут за руку, подсказывая где смеяться, а где плакать. Она лишается независимости и права на собственное высказывание. Кого-то это устраивает, другие не готовы это принять.
Выставка в Московском доме художника задумана как выставка без куратора. Но это не значит, что она сделана безответственно. Просто ее инициаторы и участники решили не выпячивать своих имен и отдать дань уважения ушедшим мастерам. Впервые художники показывают свои работы в этом пространстве рядом с музейными экспонатами – работами Степана Эрьзи, привезенными из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи и частных московских коллекций. Эта встреча происходит в пространстве, которое 65 лет тому назад принимало выставку вернувшегося из-за границы Степана Эрьзи. Московский дом художника – одно из немногих некоммерческих пространств, в которых сами художники организуют выставки, оно находится в ведении Московского союза художников с 1953 года.
Исторические выставки, которые проходили здесь, в том числе выставка Эрьзи в 1954 году, собирали большое количество публики. Вернуть залу на Кузнецком, 11 его историю, память и славу – еще одна цель выставки, которую организовали совместными усилиями Московский союз художников, Объединение московских скульпторов и Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи под патронажем Российской академии художеств и Министерства культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия.
Н.В. ТОЛСТАЯ,
член-корреспондент Российской академии художеств,
директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ