Новости

Previous Next

СТЕПАН ЭРЬЗЯ. 14 ФАКТОВ О ТВОРЧЕСТВЕ ГЕНИЯ

В преддверии выставки "Степан Эрьзя и мы", которая откроется 14 января в Москве на Кузнецком Мосту, 11, редакция Объединения московских скульпторов рассказывает о самых удивительных событиях в жизни и творчестве гениального художника.

 

Православный язычник

Степан Дмитриевич Эрьзя – на самом деле псевдоним великого художника. Он выбрал его, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к этнической группе мордвы. Настоящая фамилия скульптора, родившегося в 1876 году в Симбирской губернии, была Нефёдов.
Прадед Эрьзи был язычником, деда насильственно крестили (тогда же вырубили родовую священную рощу), а родители уже значились православными.

Русский Микеланджело

С 1906 по 1914 скульптор жил в Италии и Франции. Именно в это время Степан Эрьзя получил широкую известность, после участия в ряде выставок в Венеции, Милане и Париже.
В европейской прессе в этот период за ним закрепилось прозвище «русский Микеланджело» - за уникальную передачу эмоций через возможности пластики. К 50-м годам XX века его начнут называть «русским Роденом».

Чуть не убили

Во время Первой мировой войны Эрзя, вернувшийся в Россию, изготавливал для раненых протезы носов из каучука. Один из его пациентов чуть было не убил скульптора. Дело в том, что зимой на лютом морозе лицо инвалида покраснело, а каучуковый нос при этом остался белым. Это привело солдата в дикую ярость.

Мечтать не вредно

В 1917 беспартийный революционер-мечтатель Эрьзя был включен в большевистский «План монументальной пропаганды». Целые русские горы он собирался преобразовать в монументы.
Вообще, мысль превратить какую-нибудь гору в памятник возникла у него еще в 1910, тогда речь шла о памятнике Дарвину в Альпах.
После 1917 проекты возникали один за другим: гора-Ленин на Урале, гора-Лермонтов на Кавказе.

Обнаженку в расход!

Для возведения памятника руководителю крестьянского восстания на так называемом Утесе Степана Разина в Жигулевских горах Эрьзя запросил в помощь у советских чиновников целую роту красноармейцев, но ему в этом отказали. Заодно его шестиметровую мраморную скульптуру «Освобожденный человек», поставленную в Екатеринбурге в 1919 году, решением тех же властей просто уничтожили — на том основании, что она была обнаженной.
И кстати: Эрьзя был первым в мире, кто предложил создать скульптурную композицию... высотой в три километра!

Юлия Кун

В 1926 году Советская Россия отпустила Эрьзю во Францию для организации персональной выставки. Его сопровождала ученица, секретарь и переводчица Юлия Кун. Портрет Юлии Кун является одним из лучших героических женских образов, когда-либо созданных Эрьзей. Сегодня он хранится в Государственном Русском музее.

Эвита и Мадонна

После Франции Эрзя решил не возвращаться в СССР и эмигрировал в Аргентину. В этой латиноамериканской стране ему покровительствовала сама Эва Перон, первая леди Аргентины. Портрет Эвы считается одним из самых ярких произведений Эрзи.
К слову, о судьбе госпожи Перон рассказывается в знаменитом мюзикле Эндрю Ллойда УЭббера и одноименном голливудском блокбастере Алана Паркера «Эвита», где главную роль исполняет певица Мадонна.

Ну сколько можно работать с бронзой?

Именно в Аргентине Эрзя, отказываясь от таких привычных для скульпторов материалов, как бронза, гипс, мрамор, начинает работать с деревом, причем, с самыми твердыми его породами - квебрахо (кебрачо) и альгарробо. Скульптуры, созданные из этих экзотических пород, прославили Степана Эрьзю на весь мир.

Скульптор с бормашиной

Михаил Ильяев, видный эксперт по творчеству Эрьзи, вспоминает о том, как в 70-х годах прошлого века Елена Мроз и Юлия Кун, ближайшие подруги и ученицы Эрзи (уже после смерти знаменитого скульптора) передали ему инструменты мастера, машину для обработки дерева, а также сами куски кебрачо, которые их учитель привез с собою из Аргентины.
- Юлия, - рассказывает Михаил, отдала мне сконструированную Эрьзей бормашину для работы с кебрачо. Это дерево в Аргентине за его невероятную прочность используют при строительстве, делают из него шпалы. Эрьзя был первым, кто решился попробовать его как скульптурный материал. А знаете, как капризно и непредсказуемо это кебрачо? Резцы и молоток тут не помогут - оно дает сколы, нужна специальная техника. Эрьзя придумал особую технику обработки...
Кстати, огромный запас редкой древесины, привезенный скульптором с собой в Москву, так и не был никем израсходован. Не понадобился.

Сталин разрешил, а толку?

В 1950, с разрешения Сталина, Эрзя вернулся в СССР. Скульптор тогда выдвинул условие: двести лучших работ аргентинского периода, которые он берег для Родины, наотрез отказываясь продавать их самым знаменитым коллекционерам мира, должны поместить или в московских музеях или в специально созданном музее столицы.
«Хочу, — писал Эрьзя,— показать как художник народу мой последний 25-летний труд. Ежели народ найдет, что мои работы не искусство, тогда я смирюсь».
Музей так и не открыли. Ограничились тем, что великому мастеру предоставили небольшую мастерскую на тогдашней окраине Москвы.

Чудо на Кузнецком Мосту

В 1954 случилось чудо: на Кузнецком Мосту в Москве открыли персональную выставку скульптора. Люди стояли и утро, и ночь, чтобы попасть на выставку мастера. А Русский музей в Ленинграде купил аж три работы гения.

Отчаяние

В 1957, за два года до смерти «русского Родена», Эрзю наградили орденом Трудового Красного Знамени — с бездушной формулировкой «за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства».
Степан Эрзя, под конец жизни отчаявшись и поняв, что музея в Москве ему никогда не видать, отписал все свои работы Русскому музею в Ленинграде.

Саранский музей

Вскоре после смерти Эрьзи (его тело нашли несколько дней спустя на полу в мастерской) Русский музей, оставив себе три десятка лучших вещей, передал большую часть наследия в создававшийся тогда республиканский музей в Саранске. Это теперь единственный центр в России и мире, где Степаном Дмитриевичем Эрьзей занимаются сугубо научно, со знанием дела и душой.

Жизнь после смерти

Великий скульптор был похоронен в Саранске. Это город, в котором он никогда не был. Так получилось.

Источники:
Газета «Коммерсантъ»
Самарский интернет-журнал «Другой город»
«Российская газета»
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск