От души поздравляю с 90-летием замечательного художника Льва Николаевича Матюшина.
Я познакомился с ним в 80-е годы, когда учился в Строгановке. Его мастерская была над нашей квартирой на Речном вокзале, и мы часто встречались в лифте. Я не знал, кто это, но отмечал – какой удивительно приятный и доброжелательный человек. (Я давно заметил, что хорошие художники – часто очень доброжелательные люди.)
Потом оказалось, что он однокурсник моего отца, хотя они и не были близкими друзьями, но их связывали воспоминания молодости, общие учителя, этнографическая поездка по Печоре в 1956 году.
Они часто вспоминали, как на Новый год, выпив со своим преподавателем Саулом Рабиновичем, попались грозе института Короткевичу и как моя бабушка спасала Саула Львовича от позорного изгнания за разложение молодежи.
Жизнь Льва Николаевича не была легкой. Он всего добивался сам. Отец был репрессирован в 30-е годы в Подмосковье, кажется, за отказ вступить в колхоз. Мать перебралась в Москву и работала на тяжелых работах, чтобы хоть как-то прокормить семью. Особенно трудно было во время войны, жили в Кадашевском переулке в какой-то крошечной комнате.
Окончив в 18 лет ремесленное училище, пошел работать каменотесом. Строил Университет, гостиницу «Советская». В 20 лет поступил на курсы мастеров при Строгановке, естественно, на скульптуру и обработку камня. Тогда, в только что образованном институте, учились 8 лет (3 года – подготовка мастеров и пять лет – художников).
По окончании института два года преподавал в Абрамцевском училище. У молодых художников часто бывает шок, когда они обнаруживают, что никому не нужны как художники и совершенно непонятно как зарабатывать и как раздобыть хоть какой-нибудь заказ. Но все-таки Льву Матюшину удалось сделать несколько памятников.
Лев Николаевич попал еще и под тяжелую руку борьбы с формалистами за свои скульптуры девушек - в форме ваз, экспонировавшихся на выставке. Пришлось идти к Вучетичу в исполнители, дальше все постепенно наладилось. К 80-м годам он уже стал известным, уважаемым художником, затем посыпались всевозможные награды и звания (Народный художник, член-корреспондент Академии художеств). 10 лет преподавал в Глазуновке до 2013 года, 30 лет был бессменным членом правления секции скульптуры с 1990 года.
Лев Николаевич является продолжателем традиций Матвеевской школы и в своем творчестве, и в преподавательской деятельности. Он может гордиться несколькими значительными памятниками такими, как памятник Н.И. Вавилову в Москве, ученому-лесоводу Г.Ф. Морозову, музыканту Георгию Гараняну.
Лев Николаевич всю жизнь дружил со спортом. Он говорит, что занимался практически всеми видами: и борьбой, и велосипедным, и спортивным туризмом. Видимо, поэтому сохранил прекрасное здоровье и, главное, работоспособность. Хочется пожелать дорогому юбиляру здоровья и новых замечательных работ.
Александр БЕЛАШОВ
Секция скульптуры МСХ, Объединение московских скульпторов присоединяется к этим поздравлениям. Крепкого Вам здоровья, дорогой Лев Николаевич, бодрости духа и удачи!