Московские скульпторы Мария Калмыкова, Василиса Земскова и Максим Проценко примут участие в выставке современного искусства о "Лени", которая открывается 23 декабря 2019 года в столичном ""ARTPLAY".
Эвелина ШАЦ,
"Хвала лености"
"Все человеческие несчастья имеют один корень: неумение спокойно оставаться у себя в комнате", — говорил Паскаль.
Сказать хвала недеянию сказать не точно. В официальном недеянии скрывается или пробуждается активное творческое мышление. Есть ли это недеяние? Преодолеть лень, чтобы воздать хвалу лени.
Хотя один художник (Младлен Стилинович, концептуалист) думал иначе. «Лень — это отсутствие движения и мысли, это время бездействия — амнезия. Это ещё и безразличие, вглядывание в ничто, импотенция. Это и просто тупость, мука, бесполезное напряжение. Все эти добродетели лени важны для искусства. Знать о лени - этого мало, её надо практиковать и совершенствовать».
Удивительно, как мир порой бывает насыщен иррациональными проявлениями жизни, опытом несказуемого, в котором будущее уже случилось, а прошлое можно изменить, вглядевшись ленно и медитативно в вдруг опустевшее вокруг пространство.
Западные художники (их Стилинович называет производителями) могли бы приобщиться к добродетелям лени, но не стали. И это вопреки тому, что Дюшан и Малевич, обращались к лени как в художественной практике, так и теоретически.
Впрочем, Дюшан не говорит о лени, а скорее — о бездействии. На вопрос, что доставляло ему самое большое удовольствие в жизни, Дюшан ответил: "Мне посчастливилось никогда не работать ради получения средств к существованию. Трудиться для заработка — с экономической точки зрения — занятие самое идиотское. Хочу надеяться, что когда-нибудь жизнь не будет принуждать нас трудиться. Большая удача, что я себя этим не замарал".
В свою очередь Малевич: "Ленью перепуганы народы и преследуемы те, кто приемлет её, и все происходит потому, что никто не понял её как истину, заклеймив "матерью пороков", когда она —мать жизни»…Его предложение — сделать её не матерью пороков, а матерью совершенства. Да, главный враг лени — чувство вины.
Работа — это болезнь, так думал Карл Маркс. Памфлет «Право на леность» французского марксиста, зятя Карла Маркса, Поля Лафарга весьма оригинален. Лафарг мыслит парадоксально... Кто ещё из марксистов отстаивал право… на лень, отвергая при этом необходимость борьбы за… право на труд?
Я читала эту книгу лет 30 тому назад в оригинале. Но вот, что я вычитала в русском интернете о Лафарге.
«В памфлете «Право на леность» Лафарг показал причины формирования общества потребления, о котором так много написано и сказано: «Ввиду этого двойного безумия трудящихся, ввиду того, что они надсаживаются над чрезмерным трудом и прозябают в воздержании, — великая проблема капиталистического производства заключается не в том, чтобы найти производителей и удесятерить их силы, но в том, чтобы открыть потребителей, возбудить их аппетит и привить им искусственные потребности». «Все наши товары подделываются для облегчения их сбыта и сокращения их существования, — отмечает Лафарг. — Наша эпоха будет названа веком фальсификации, как первые эпохи человечества получили названия каменного века, бронзового века от характера их производства». Если 130 лет назад в Европе наступил «век фальсификации», то в какой век живём мы, когда кажется, что в мире нет ничего настоящего?»
Так что же видим? В то время, как машина совершенствуется и с непрерывно растущей быстротой и силой вытесняют человеческий труд, рабочий вместо того, чтобы соответственно продолжить свой отдых, удваивает усердие, точно он собирается соперничать с машиной. Лафарг считал лень «матерью искусств и добродетелей»
На французском языке памфлет Поля Лафарга впервые был напечатан в 1880-м году. Он стал ещё более актуальным после того, как президент капиталистической России Владимир Путин 29 марта 2013 года подписал указ о возрождении в России звания «Герой труда».
Бертран Рассел писал в эссе «Похвала праздности» (In Praise of Idleness) «Я хочу со всей̆ серьёзностью заявить, что изрядное количество вреда в современном мире приносит вера в добродетельность работы, и что дорога к счастью и процветанию лежит через организованное сокращение работы».
А ведь о пользе лени знали дзен буддисты и философы. Высший философский принцип даосизма — у-вэй, или «недеяние»: «человек, обрётший истинное духовное просветление и мудрость, проходит по жизни, прикладывая минимум усилий».
А сколько книг написано во славу лени и праздности. И ведь не самыми ленивыми людьми, пишет в своём эссе «Мне лень…» Маша Слоним.
В Англии уже много лет выходит или выходил журнал The Idler («Бездельник»), названный вслед за серией эссе Сэмюэля Джонсона, который составил Словарь английского языка, написал огромное количество стихов, прозы и критики, и…восхвалял праздность: «Праздностью… можно наслаждаться без ущерба другим, а потому ее не остерегаются как Мошенничества, которое ставит под угрозу личное имущество, или как Гордыни, которая по природе своей̆ ищет удовлетворения в принижении другого. Праздность — тихое и мирное качество: оно не возбуждает ни зависти — хвастовством, ни ненависти — противостоянием, а потому никто не удосуживается ограничивать или преследовать ее».