Литературное наследие (как и скульптурное) Владимира Петровича Буйначёва (1938-2025) удивляет своим разнообразием.
Роман? Пожалуйста. Вот вам роман. Компактный, но сложный. Для творческих, думающих людей. Называется он «Сам-друг тропой познания».
Из художественной прозы у Владимира Буйначёва еще имеется большая россыпь коротких рассказов, герои которых обитают вроде бы в тех же условиях, что и мы с вами, вот только совершают порой неземные поступки.
А ведь всё это - не считая главного (сенсационного) труда-исследования «Тайнопись «Слова о полку Игореве», литературоведческих статей, рецензий, критических обзоров и даже Открытого письма Владимиру Соловьеву, в котором скульптор отвечает на вопрос небезызвестного телеведущего, попытавшегося однажды публично выяснить: на каком же языке все-таки говорил библейский Адам?
Особняком в литературном творчестве скульптора - так называемые «Стихи в рамках». Здесь строки строго, скупо (и разумеется, намеренно) расположены на бумаге, замкнутой с четырех сторон багетом. Не разбежишься!
Тяжелые рамки словно поджимают слова, не дают развернуться, так что каждое слово у Буйначёва - сто раз продумано и каждое - на вес золота.
Конечно, буквы, слова так и останутся в границах багета. Зато мысли поэта афористично срываются прочь с бумаги, пулей летят на свободу и - словно салют в небесах - распадаются на множество смыслов, переживаний и чувств. Так нам знакомых.
Не зря, наверное, Владимир Петрович много раз в своем скульптурном творчестве обращался к образу Пушкина, который первым в нашей поэзии начал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно.