Сегодня стало известно, что два дня назад, 28 апреля 2020 года скончался наш друг, товарищ, коллега, прекрасный скульптор и человек Фахраддин Рзаев.
Объединение московских скульпторов, секция скульптуры выражают глубокие соболезнования всем родным и близким Фахраддина. Скорбь наша не знает предела.
Фахраддин был удивительно добрый, внимательный и отзывчивый человек. Требовательность и беспощадность он проявлял только к собственному творчеству, бесконечно, изо дня в день оттачивая собственное мастерство, месяцами вынашивая замыслы, неделями не выходя из мастерской, где трудился.
Редакция сайта ОМС собрала наиболее значимые работы Фахраддина. А еще давайте послушаем, что он думал о призвании скульптора и творца.
КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ СКУЛЬПТОРЫ
- В моем роду художников до меня не было, но тяга к рисованию и скульптуре у меня была с детства. Рисуя окружающие горы и деревья, я чувствовал, что только плоскости бумаги мало, мне ближе объемные изображения.
Село, где я родился, окружено горами, поэтому особенная любовь к камню в скульптуре для меня, думаю, естественна. Природа Азербайджана не может оставить равнодушным никого, тем более художника. Если бы я не стал скульптором, я был бы живописцем.
ЯЗЫК СКУЛЬПТУРЫ
- Скульптура - то же, что книга для писателя, это возможность выразить свои мысли, свое видение проблем, волнующих скульптора, языком пластики. Вот и все.
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СКУЛЬПТУРЕ
- Мне нравится камень, бронза и… пластик, с которым я стал работать только в Европе.
Современная архитектура требует новых ультрасовременных материалов, таких, например, как пластик, который позволяет даже раскрашивать абстрактные скульптуры.
С бронзой… много хлопот. После того, как слепил из глины, нужно отлить скульптуру в гипсе, затем сделать кусковые формы, отлить в воске, потом отлить из бронзы, чеканить, тонировать, и только тогда можно считать, что скульптура готова.
ЭСКИЗ В СКУЛЬПТУРЕ НЕ ГЛАВНОЕ
- С камнем своя специфика: надо отколоть все лишнее. Мне нравится мрамор, доломит, гранит. Я люблю работать даже без эскиза в любом камне, любого размера.
Я чувствую камень, вижу, что там «спрятано», то есть свою композицию. Как правило, это восточные мотивы, в узнаваемом, моем стиле.
Благодаря ежегодным международным симпозиумам по скульптуре в камне в Москве и за рубежом, участником и руководителем которых я был много лет, у меня большой опыт работы с камнем.
НИ ДНЯ БЕЗ СКУЛЬПТУРЫ
- Иногда за час рождается формула идеи, иногда месяцами вынашиваешь воплощение замысла.
Каждый день думаешь о новой композиции, но результат может получиться только после многодневных размышлений, зарисовок и лепки множества эскизов.
СОВРЕМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА
- Всегда пользуются спросом скульптуры, которые имеют свое лицо, узнаваемые по стилю автора. Кроме того, современная скульптура должна сочетаться с современной архитектурой.
Азербайджанские мотивы в моих работах стилизованы в современных формах. Может быть, этим объясняется интерес к моему творчеству в Европе.
МОИ ЛЮБИМЫЕ СКУЛЬПТУРЫ
- Мне нравятся несколько моих, я считаю, знаковых работ. Это «Узы» – абстрактно-философская тема о том, как важно сохранить целое, потому что восстановить разрушенное невозможно; «Поцелуй» – целомудрие любви; «Беженцы», «Ходжалы» – о самых беззащитных жертвах войн: матерях, детях, и о великой силе чувства материнства, благодаря которому продолжается жизнь.
Про работу «Беженцы», которая была создана под впечатлением Карабаха, я однажды услышал, как молодой человек объяснял своей девушке: «Скульптор выразил связь матери и ребенка на всю жизнь, обвязав их веревкой, как пуповиной». Мне приятно быть понятым.
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ ДЛЯ СКУЛЬПТОРА
- Я каждый год езжу в Португалию. Там для меня создают все условия для творчества: мрамор, гранит, инструменты, кров и еду. Что еще нужно скульптору для счастья? Только желание творить на родине!
Моя мечта – иметь учеников в Азербайджане и организовать международный скульптурный симпозиум на постоянной основе в Баку.
От редакции: в свое время португальцы очень заинтересовались творчеством Фахраддина Рзаева. Они постоянно наведывались в его мастерскую, смотрели, как он работает, фотографировали.
И вот однажды живущий в португальской области Альгарве этнический немец Карл Хайнц купил целую серию работ Фахраддина, а потом устроил в парке возле своего дома постоянно действующую экспозицию его работ.
Более того: Карл Хайнц построил для него мастерскую с двумя жилыми комнатами, где Фахраддин два месяца в год жил и работал.
И ПОСЛЕДНЕЕ: О ВЕЧНОСТИ
(Смеясь и отвечая на вопрос журналиста о том, выдержат ли его произведения испытание вечностью):
- Это только гонорар зависит от возможностей заказчика. А истинная художественная ценность работы обычно устанавливается после смерти автора, спустя века.
Насчет вечности у меня точно амбиций нет, хотя… давай встретимся лет через пятьсот и поглядим, замирают или нет возле моей «Евы»…
По материалам газеты «Зеркало» и информационного портала «AzcoNews»
Страница Фахраддина Рзаева на сайте ОМС