Новости

ВЫСТАВКА "ВЕЧНЫЙ ПУШКИН. МИФЫ СЕСТЕР АРЕНДТ"

25 июля 2024 года в Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Владикавказ) откроется проект "Вечный Пушкин. Мифы сестер Арендт", посвященный 225-летию со дня рождения поэта. В экспозиции проекта - скульптуры, вышивки, объекты.

Прапрапрадедушка сестер Арендт - Андрей Федорович Арендт - был лечащим врачом Василия Жуковского и Александра Пушкина, а его брат Николай Арендт, лейб-медик императора Николая I, был одним из врачей, которые оказывали последнюю помощь умирающему Пушкину. Полостные операции на брюшной полости, куда был ранен поэт, в 30-е годы XIX века еще не практиковали, медицина не знала антисептиков, наркоза и антибиотиков. Опытный военный врач, за плечами которого было свыше 800 операций в полевых условиях только в ходе войны 1812 года, оказался бессилен перед последствиями сложного ранения.

Трагический факт, который остался скорбной страницей в истории семьи, вдохновил Наталию и Марию на серию работ, связанных с именем Александра Сергеевича. Художницы придумали способ, обещающий второй шанс поэту. "Ценная бандероль" - аппликация из тканей с вышитыми неверным стежком скляночками, в которых чудодейственный порошок пенициллина, - отправлена "до востребования" в прошлое, чтобы спасти классика русской литературы. Этот художественный жест направлен на то, чтобы изменить ход событий: остановить остро развивающийся перитонит у раненого гения и дать ему выжить.

История со спасительным пенициллином получила развитие. Теперь предстояло домыслить судьбу для выздоровевшего Александра Сергеевича. Оставляя за скобками вопрос, уместно ли вольное обращение с памятью и именем "солнца русской поэзии", Наталия и Мария намерили ему клиническую смерть и новую жизнь не поэта после: "…Представим себе, что наш классик, чудом выжил, но, пережив клиническую смерть, он сильно изменился, настолько, что даже изменил литературе. Будучи отцом русского китча, толкователем сновидений, большим забиякой, великим созерцателем и предсказателем будущего, этот уже не поэт стал искать других глубин, других выразительных средств…"

Возвращение к жизни возможно только в кино, и в истории возникает видео-арт с анимированным Пушкиным - в роли поэта Саша П. (Александр Петрелли), художник, галерист, исключительно похожий на Александра Сергеевича.

Стоило только начать! И вот уже по воле воображения художниц появляется новая пушкинская генеалогия, проиллюстрированная артефактами в виде скульптур Наталии Арендт, отсылающих, конечно же, к африканским традиционным деревянным фигурам. И без того отличающиеся нарочитой гротескностью, они доведены до совершенного абсурда кудрявыми париками времени Петра I и его арапа Ганнибала - прадедушки Александра Сергеевича.

Мария Арендт вышивает "африканскую историю" Пушкина, помещая поэта и его предков в экзотический африканский антураж. Скупыми изобразительными средствами - темный стежок на старинных цветных, будто окрашенных натуральными красителями тканях - Мария выводит тонкой линией сюжет из жизни маленького абиссинского мальчика до того, как он стал Ибрагимом Ганнибалом, прадедушкой гения русской словесности.

Сплетая реальные и вымышленные события, Мария и Наталия Арендт творят историю гения, которая почему-то совершенно не кажется абсурдной. Может потому, что реальная жизнь Александра Сергеевича полна была и абсурда, и божественных откровений, и страшных предсказаний, которые имели свойство сбываться.

Текст: alanicamuseum.art

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск