В конце 1923 года нарком просвещения А.В. Луначарский отправил Сергея Конёнкова (1874-1971) в США - для участия в выставке русско-советского искусства.
Командировка, которая должна была занять от силы шесть месяцев, растянулась… на 22 года. И только в 1945-м по личному распоряжению И.В. Сталина скульптора со всеми его американскими работами и женой погрузили в специально зафрахтованный пароход "Смольный" и перевезли в СССР.
В своих воспоминаниях "Мой век", изданных спустя 20 лет после возвращения из Америки в Советский Союз, Конёнков всячески клеймит США: в этой так называемой "свободной демократии" "туземцы были истреблены или загнаны в резервации", а "негры и пуэрториканцы" обитают в "крысиных заповедниках Гарлема". Все американцы ужасно "алчные", "Бог американцев - доллар"… "Я не раз видел, как, расплачиваясь за какую-нибудь покупку, американцы-покупатели целовали доллар, с которым им так не хотелось расставаться".
Короче, сплошная "Американская мертвечина" - именно так художник назвал Третью книгу своих воспоминаний о пребывании за океаном. В конце своих рассказов о жизни в Нью-Йорке, Конёнков кается: это - "ошибка моей жизни", "дорогой ценой заплатил я за свое несерьезное отношение к своевременному возвращению на Родину..."
А что, собственно, мешало скульптору, быстренько собрав пожитки, отправиться в Советский Союз? Попытаемся ответить на этот вопрос.