Новая выставка в Большом царицынском дворце подготовлена к юбилею Народного художника республики Северная Осетия-Алания скульптора Владимира Соскиева.
Первые премии на международных выставках, персональная выставка в Париже, монументальные композиции, установленные во Франции и Швейцарии, принесли Владимиру Соскиеву европейскую известность еще в 1990-е годы. Великолепный пластик, прошедший основательную классическую школу, создавший свой, глубоко самобытный стиль, находит основу творчества в осетинской мифологии и национальной культурной традиции.
Владимир Соскиев родился в 1941 году в селе Сурх-Дигора у подножья красивейшего Дигорского ущелья за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. Его отец, Борис Соскиев, пропал без вести в 1941-м и сына не увидел. Владимира и его старшего брата воспитала мать, бесконечно любимая и бесконечно почитаемая. В одном из интервью художник назвал скульптуру матери самой любимой из своих работ.
Один из центральных экспонатов выставки — двухфигурная композиция «Дигорское ущелье» (2011). По преданию, войска Тамерлана уничтожили почти всех жителей древней Осетии. Уцелели лишь несколько детей, которых легендарная Задалески Нана увела в Дигорское ущелье, вырастила и тем самым дала начало возрождению осетинского народа.
Дорогой художнику образ — осетинские женщины, на долю которых выпало много потерь. В тяжком труде, хранящие нравственные устои и традиции семьи, живут они с верой в покровительство и защиту своей святой, Задалески Наны, взывают к Богу с мольбой и хвалой.
В рукотворном мире Соскиева живут разные, но духовно близкие художнику люди. Глубоко почитаемый осетинский скульптор Сосланбек Едзиев (1865–1953); поэт, драматург и публицист, создатель осетинской литературы Коста Хетагуров (1859–1906); уверенно шагающий по кавказской земле поэт Булат Окуджава, ставший для Соскиева «эталоном чести и достоинства»; поэт Иосиф Бродский, над памятником которому скульптор работал несколько лет. И конечно, Пушкин: большая сложная композиция, выполненная из дерева и войлока, посвящена трудному путешествию поэта на Кавказ.
Всего на выставке в Царицыне будет показана 61 скульптура. Выбирая работы для этой экспозиции, Владимир Соскиев словно по-новому осмысливал собственный творческий путь, открывая зрителю свою вселенную. В этой вселенной, которую выстроил художник, обитают и мифологические воины-богатыри нарты, и толпы беженцев, и играющие мальчики (явно из детства художника), и ангелы, и пастухи, и молящиеся, и хранящие наш покой ночные всадники, и влюблённые, улетающие на крыльях любви. «Автопортретов у меня нет, — говорит художник, — все вещи, которые я делаю, это я и есть».
Источник: Музей-заповедник "Царицыно"