11 ноября 2022 года в выставочном зале Российской академии художеств открывается выставка «Олег Комов. Скульптура. Графика».
Выставка посвящена 90-летию со дня рождения выдающегося скульптора Олега Константиновича Комова (1932–1994), а также его жене и соратнице, архитектору Нине Ивановне Комовой (1938–2022), совсем недавно ушедшей из жизни. Представленные в экспозиции работы составляют лишь небольшую часть собрания семьи художника и созданы в период с 1958 по 1994 годы. Многие из произведений демонстрируются впервые.
Сайт ОМС подробно рассказывает об участниках выставки и показывает их произведения.
ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ КОМОВ
Олег Комов, выпускник Суриковского института в 1959 году, стремительно вошел в искусство в конце 1950-х годов в разгар эпохи оттепели, став автором одного из ее ключевых скульптурных символов – композиции «Стекло» 1958 года, давно находящейся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Уже в этой работе он заявил о себе как о смелом новаторе пластического станковизма, обозначив свою органичную причастность к укреплявшейся в то время тенденции по созданию скульптуры с так называемым «включенным пространством».
К подобным выразительным пространственным метаморфозам в ходе взаимодействия со скульптурной формой молодого мастера, видимо, подтолкнули уроки его любимого преподавателя – скульптора Андрея Древина, обладавшего более широким образным мышлением, нежели официальный руководитель учебной мастерской Комова – Николай Томский, приверженец академически традиционных массивно статуарных решений.
В дальнейшем, на протяжении 1960-х годов, на фоне повсеместного снижения государственного интереса к монументальной пластике в связи с борьбой с декоративными излишествами в архитектуре, Олег Комов, лишь в отдельных работах соприкасаясь с эстетикой «сурового стиля», всецело погружается в создание лирического образа человека средствами станковой скульптуры.
Так рождаются овеянные тонкой романтикой повседневности и опирающиеся на изящные «текучие» силуэты немногословные обобщенно изваянные жанровые сцены, посвященные телефонному разговору, музицированию, мытью полов…
Одновременно возникает целый ряд проникновенных портретных изображений современников, в основном, собратьев по художественному цеху, а также литераторов, музыкантов, архитекторов… Почти все они, начиная с портрета жены 1960 года, отличаются глубокой эмоциональной сопричастностью выбранной модели, меткой фиксацией характерных особенностей ее пластики и мимики, но при этом свободной от излишних подробностей и детализации.
С 1970-х годов и до конца жизни Комов активно выполняет монументальные заказы, которые реализует в тандеме со своей женой, осуществившей архитектурное сопровождение более пятидесяти его памятников деятелям истории, литературы и искусства.
При этом мастер серьезно задается вопросом о природе монументализма и рассуждает так: «Чтобы стать монументалистом, необходимо много заниматься станковой скульптурой. Через нее скульптор учится видеть композицию, в ней ищет разнообразие форм, оттачивает остроту движения… она дает много материала для размышлений скульптора, для стилистических поисков».
Не удивительно поэтому, что подчас станковые вещи становились у Комова прообразом известных памятников, как, например, композиция «Белые ночи» 1972 года, которая обусловила появление памятника А.С. Пушкину в Твери, установленного в 1974 году. Наряду с Пушкиным важное место в творческой практике скульптора занимает и образ М.Ю. Лермонтова, поскольку поэт был тесно связан с дворянским родом Солнцевых, из которого происходила мать Олега Комова.
В целом, исполненные мастером монументальные исторические портреты, среди которых стоит отметить памятники И.Е. Репину в Академической даче под Вышним Волочком (1973), М.Е. Салтыкову-Щедрину в Твери (1976), А.Г. Венецианову в Вышнем Волочке (1980), Андрею Рублеву в Москве (1985), Ярославу Мудрому в Ярославле (1993) и многие другие – выделяются неразрывным и отчасти парадоксальным соединением станковости и монументализма, особой интонацией мягкой романтики и поэтически лирического образного звучания, убедительной цельностью и согласованностью в распределении массы и пространства, естественным и ненавязчиво переданным движением.
Кроме того, несмотря на необходимую меру обобщения физиономических характеристик, герои исторических портретов Комова (например, Ярослав Мудрый) – это отнюдь не произвольно сочиненные собирательные образы, а внимательно изученные портреты реальных людей. В этом смысле на творчество скульптора положительно повлиял опыт совместной работы в юности со знаменитым советским антропологом Михаилом Герасимовым, успешно применявшим метод воссоздания портретных черт по археологическим останкам.
Показанную на выставке богатую панораму скульптурных портретов Олега Комова, самым поздним из которых стала рабочая модель памятника С.В. Рахманинову для Москвы 1994 года, установленного в 1999 году уже после смерти мастера, органично дополняют избранные графические произведения, удачно названные в кругу мастера «скульптуры простым карандашом».
В этих отточенных и тоже поразительно монументальных рисунках (несмотря на их внешнюю камерность) Комов предстает наследником лучших традиций графического творчества скульптора первой половины ХХ века Николая Андреева, сумевшего осуществить один из лучших вариантов синтеза реалистической фигуративности, модерна и неоклассики. По-видимому, именно эти стилевые истоки плодотворно питали искусство Олега Константиновича Комова, сочетаясь всегда в различных, но неизменно верных пропорциях на каждом из этапов его не слишком долгого, но яркого творческого пути.
Елена ГРИБОНОСОВА-ГРЕБНЕВА
НИНА ИВАНОВНА КОМОВА
19 октября 2022 года ушла из жизни Нина Ивановна Комова, член Союза архитекторов России, лауреат Государственной премии СССР. Человек творческий, одаренный, всю свою жизнь увлеченно работавший в профессии. Тем не менее, лучшим своим произведением она с полным правом могла назвать семью, в которой уже несколько поколений не прерывается животворная нить большого таланта.
Нина Ивановна родилась в Москве в 1938 году. Окончила Московский архитектурный институт. Так сложилось в ее судьбе, что главной движущей силой, непререкаемым авторитетом в жизни и творчестве всегда был муж – один из самых почитаемых в нашей стране скульпторов Олег Константинович Комов, создавший десятки известнейших памятников, запечатлевших образы выдающихся личностей, множество монументальных композиций, посвященных важным историческим событиям.
Нина Ивановна всегда была его верным соратником и соавтором: практически все работы Олега Комова созданы при участии архитектора Нины Комовой.
Государственную премию СССР в 1981 году они тоже получали вместе – за памятник русскому живописцу А.Г. Венецианову в Вышнем Волочке. Потом были еще работы, вошедшие в золотой фонд русского искусства. Среди любимых Ниной и Олегом Комовыми – памятники Пушкину в Твери и Болдино, Суворову и Рублеву в Москве, Ярославу Мудрому в Ярославле, Дмитрию Донскому на Куликовом поле.
Творческий тандем Олега Комова и Нины Комовой оборвался несправедливо рано, в 1994 году, с уходом из жизни полного сил и стремлений главы клана Комовых.
Но и после этого Нина Ивановна как архитектор в содружестве с коллегами смогла завершить несколько проектов, которые не успел воплотить Олег Константинович. Она нашла в себе силы жить, продолжала работать и воспитывать детей, которые свято берегли и берегут память об отце. Нина Ивановна успела порадоваться творческим успехам сыновей. Своими неординарными и яркими работами художник Илья Комов и архитектор Алексей Комов неизменно привлекают внимание профессионалов, ценителей искусства, прессы.
САЙТ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ
Выставка «Олег Комов. Скульптура. Графика»
Музейно-выставочный комплекс РАХ «Галерея искусств Зураба Церетели», Москва, ул. Пречистенка, 19
11-20 ноября 2022