Проект реализуется победителем конкурса "Общее дело" благотворительной программы "Эффективная филантропия" Благотворительного фонда Владимира Потанина
Борис Орлов, известный российский скульптор, был близким другом Александра Соколова. Они в одно время учились в Строгановке, вместе ходили в турпоходы и вместе создавали тот художественный полиязык, который лег в основу их творчества. Сегодня Борис Орлов рассказывает о том, где зарыт источник вдохновения Александра Соколова.
Александр Соколов относится к группе художников, учившихся в одном потоке в Строгановском училище на факультете скульптуры. Это были А. Косолапов, Б. Орлов, Л. Соков, Д. Пригов. Уже тогда они были друзьями и организаторами факультетских капустников, коих режиссером был А. Соколов.
Идея полиязыка, родившаяся в этом кругу в начале 70-х, оказалась очень по характеру веселому и остроумному Александру Евгеньевичу, и в 80-х годах у него появились очень и очень интересные проекты, без которых уже невозможно представить современную скульптуру Москвы.
А пока был жив, совершенно не заботился о своей карьере, редко куда ходил и был принципиальным антитусовщиком.
Все, что ни делал Соколов, это всегда шутливый, ироничный разговор об искусстве. Ему было интересно погружаться в месиво окружающих его языков и талантливой рукой режиссера-сценографа выстраивать различные мизансцены от музея личных вещей некоего мифического Мельхиседека до музея евроскульптуры, создавать нелепые и одновременно умные мезальянсы из смысловых и пластических позиций.
МУЗЕЙ ЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ МЕЛЬХИСЕДЕКА
Кто такой Мельхиседек? Персонаж из Библии, о котором всего несколько слов. Но неважно, сколько слов говорил Александр, важно, что это фигура мифическая.
Соколов прячется за этим странным псевдонимом, обрекая зрителя на изумление, поскольку тут начинается чёрт-те что. И самолет Мельхиседека из камня, и его же календарь и часы, и переключатель дня и ночи, как на путевых стрелках, и сексометр, и двойное удовольствие, и игральные кости, и коллекция насекомых.
Озорной парень был этот библейский Мельхиседек.
МОБИЛИ
Кто хоть раз видел, как устроен механизм ветряной или водяной мельницы, поймет, где зарыт источник вдохновения Александра Соколова.
И вот появляются дикие абсурдные проекты, достойные героев Платонова: машина для печатания всего, чего хотите – от стихов до дензнаков, плуг с каменным лемехом, да еще и с движущимися крыльями. Печати, приводимые в действие цепями, гонги. И все это – для непременного участия зрителей и обязательно с каким-нибудь подвохом.
Таков вот Александр Евгеньевич. Лукавый платоновский человек, озорник и философ.
ЕВРОСКУЛЬПТУРА
Александра Евгеньевича всегда очень смешило это словечко «Евро», подразумевающее что-то очень и очень приличное и обязательное для подражания.
И вот создается музей абстрактной скульптуры для универсального случая. Здесь автор проводит инвентаризацию приемов и конфигураций, употребляемых сотнями авторов сотни раз. Получается, по замыслу автора, нечто среднее арифметическое, общее место, типовой случай, учебное пособие для развивающихся стран. Если одной фразой, то – Европриличный проект.
Этот остроумный ход через 10 лет использовали братья Чепмен при создании типичной русской скульптуры.
ЕВРОПОРТРЕТ
Эта серия остроумных работ является прямым продолжением серии «Евроскульптура».
Но если в первом случае автор как бы пропускает сквозь мясорубку, точнее скульптурорубку, модернистскую скульптуру первой половины ХХ века и из этого фарша лепит «еврокотлеты», нечто среднее, что заполняет все музеи и музейчики западной и средней Европы (кстати, эту серию он создал после своего марш-броска по Европе), то в серии «Европортрет» автор пускается в откровенное цитирование, склеивая из чужого что-то очень причудливое, но уже свое.
Ловко переводя живописные образы в скульптурные, меняя масштабы, соединяя несоединимые языки всех ИЗМОВ ХХ века, автор делает коллективный портрет художников. Этакий странный, веселый, ироничный музей современного искусства.
Он опять увлекает зрителя в свои интерактивные игрища.
Кто эти художники? Отгадайте сами.
Но первый, кто отгадывается, это художник Соколов Александр Евгеньевич.
АЛЬБОМ АЛЕКСАНДРА СОКОЛОВА "ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА". МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, 2011
Редакция сайта ОМС благодарит Людмилу БОГУСЛАВСКУЮ за предоставленные материалы