ОЗОРНИК. ФИЛОСОФ. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ АНТИТУСОВЩИК

Проект реализуется победителем конкурса "Общее дело" благотворительной программы  "Эффективная филантропия" Благотворительного фонда Владимира  Потанина 

 

 

 

Борис Орлов, известный российский скульптор, был близким другом Александра Соколова. Они в одно время учились в Строгановке, вместе ходили в турпоходы и вместе создавали тот художественный полиязык, который лег в основу их творчества. Сегодня Борис Орлов рассказывает о том, где зарыт источник вдохновения Александра Соколова.

Александр Соколов относится к группе художников, учившихся в одном потоке в Строгановском училище на факультете скульптуры. Это были А. Косолапов, Б. Орлов, Л. Соков, Д. Пригов. Уже тогда они были друзьями и организаторами факультетских капустников, коих режиссером был А. Соколов.

Идея полиязыка, родившаяся в этом кругу в начале 70-х, оказалась очень по характеру веселому и остроумному Александру Евгеньевичу, и в 80-х годах у него появились очень и очень интересные проекты, без которых уже невозможно представить современную скульптуру Москвы.

А пока был жив, совершенно не заботился о своей карьере, редко куда ходил и был принципиальным антитусовщиком.

Все, что ни делал Соколов, это всегда шутливый, ироничный разговор об искусстве. Ему было интересно погружаться в месиво окружающих его языков и талантливой рукой режиссера-сценографа выстраивать различные мизансцены от музея личных вещей некоего мифического Мельхиседека до музея евроскульптуры, создавать нелепые и одновременно  умные  мезальянсы из смысловых и пластических позиций.

 

МУЗЕЙ ЛИЧНЫХ ВЕЩЕЙ МЕЛЬХИСЕДЕКА

Кто такой Мельхиседек? Персонаж из Библии, о котором всего несколько слов. Но неважно, сколько слов говорил Александр, важно, что это фигура мифическая.

Соколов прячется за этим странным псевдонимом, обрекая зрителя на изумление, поскольку тут начинается чёрт-те что. И самолет Мельхиседека из камня, и его же календарь и часы, и переключатель дня и ночи, как на путевых стрелках, и сексометр, и двойное удовольствие, и игральные кости, и коллекция насекомых.

Озорной парень был этот библейский Мельхиседек.

 

МОБИЛИ

Кто хоть раз видел, как устроен механизм ветряной или водяной мельницы, поймет, где зарыт источник вдохновения Александра Соколова.

И вот появляются дикие абсурдные проекты, достойные героев Платонова: машина для печатания всего, чего хотите – от стихов до дензнаков, плуг с каменным лемехом, да еще и с движущимися крыльями. Печати, приводимые в действие цепями, гонги. И все это – для непременного участия зрителей и обязательно с каким-нибудь подвохом.

Таков вот Александр Евгеньевич. Лукавый платоновский человек, озорник и философ.

 

ЕВРОСКУЛЬПТУРА

Александра Евгеньевича всегда очень смешило это словечко «Евро», подразумевающее что-то очень и очень приличное и обязательное для подражания.

И вот создается музей абстрактной скульптуры для универсального случая. Здесь автор проводит инвентаризацию приемов и конфигураций, употребляемых сотнями авторов сотни раз. Получается, по замыслу автора, нечто среднее арифметическое, общее место, типовой случай, учебное пособие для развивающихся стран. Если одной фразой, то – Европриличный проект.

Этот остроумный ход через 10 лет использовали братья Чепмен при создании типичной русской скульптуры.

 

ЕВРОПОРТРЕТ

Эта серия остроумных работ является прямым продолжением серии «Евроскульптура».

Но если в первом случае автор как бы пропускает сквозь мясорубку, точнее скульптурорубку, модернистскую скульптуру первой  половины ХХ века и из этого фарша лепит «еврокотлеты», нечто среднее, что заполняет все музеи и музейчики западной и средней Европы (кстати, эту серию он создал после своего марш-броска по Европе), то в серии «Европортрет» автор пускается в откровенное цитирование, склеивая из чужого что-то очень причудливое, но уже свое.

Ловко переводя живописные образы в скульптурные, меняя масштабы, соединяя несоединимые языки всех ИЗМОВ ХХ века, автор делает коллективный портрет художников. Этакий странный, веселый, ироничный музей современного искусства.

Он опять увлекает зрителя в свои интерактивные игрища.

Кто эти художники? Отгадайте сами.

Но первый, кто отгадывается, это художник Соколов Александр Евгеньевич.

АЛЬБОМ АЛЕКСАНДРА СОКОЛОВА "ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА". МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, 2011

Редакция сайта ОМС благодарит Людмилу БОГУСЛАВСКУЮ за предоставленные материалы

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск