Народный художник СССР Николай Никогосян, создавший более полутора тысяч только скульптурных станковых и монументальных работ, многие из которых хранятся в лучших музеях страны, вряд ли мог представить, что его произведения окажутся на улице.
Однако, как сообщает Национальная служба новостей, бывшую мраморную мастерскую скульптора, расположенную на Тишинке недалеко от мастерской Зураба Церетели, выселили. Здание в любой момент может перейти к новому арендатору.
- Церетели здесь появился позже, когда ему передали бывшее здание посольства ФРГ, а папа в своей мастерской с 1978-го года, - рассказывает директор галереи «Нико» Гаянэ Никогосян, дочь выдающегося художника.
- Мраморную мастерскую - отдельно стоящий от галереи небольшой дом общей площадью 55 квадратных метров - отец не успел оформить в собственность. Мастерская отошла городу, и нам категорически велели освободить помещение, которое признано «самовольной постройкой», - говорит Гаянэ Никогосян и продолжает:
- В какие только инстанции я не обращалась. В Администрацию Президента России, Министерство культуры РФ, Департамент культуры города Москвы. Всё без толку, никого судьба культурного наследия вообще не интересует. Все мои письма просто механически пересылались в Департамент городского имущества, который и выдал предписание освободить мастерскую. Пришлось срочно арендовать чужое помещение, вывозить из мастерской на четырех грузовиках скульптуры Николая Багратовича…
Что будет дальше с работами знаменитого скульптора – никто не знает. Как и с мастерской, которую новые арендаторы, вполне возможно, превратят в заурядный склад для своего барахла.
Между тем, в мастерской художника хранилось около 300 больших произведений. Среди них – не только посмертные маски, гипсы 1940-х годов, но и безусловные шедевры в мраморе и дереве, которые требуют постоянного ухода.
- У нас нет претензий к Департаменту городского имущества. Он действует в рамках своих компетенций и вполне логично предлагает нам взять мраморную мастерскую в аренду на коммерческих условиях, - сказала Гаянэ Никогосян корреспонденту сайта ОМС. – Но откуда у нашего культурного центра такие деньги, чтобы оплачивать недвижимость в самом центре Москвы? А безвозмездную или хотя бы льготную аренду нам не предлагают. И, пожалуй, самое главное, что поражает: равнодушие, бюрократические отписки инстанций от культуры, которые не хотят найти компромисс и как-то помочь решить проблему…
Вряд ли в Минкультуры России и Департаменте культуры города Москвы не знают, кто такой Николай Багратович Никогосян - великий художник и труженик, проживший почти 100 лет и ушедший от нас в 2018 году.
Его мастерская, безусловно, является объектом культурного наследия, как минимум, для Москвы. А его творчество – это уже объект национального достояния, которое надо не выгонять из мастерской, а бережно хранить - как для ныне живущих, так и последующих поколений.
Лев КУЛАКОВ