По мнению известного искусствоведа Вильяма Мейланда, про лаконичные творения скульптора Сергея Антонова можно сказать, что это «дети тишины».
- Поначалу мне казалось, что московский скульптор Сергей Антонов исповедует в своей пластике строгий минимализм. Его вертикальные «готические» скульптуры в любых выставочных экспозициях существовали особняком. Им не могло помешать никакое пестрое соседство, которое обычно царит в наших выставочных залах. Я уж не говорю о давно процветающем коммерческом салоне, который утвердился в нашем российском художественном пространстве.
В дальнейшем, когда «готика» Сергея не то что забылась, но как-то отодвинулась в прошлое, в его произведениях стала все больше проявляться повышенная сосредоточенность. Каждая скульптура представала своеобразной «вещью в себе». Для художника, как для героев Достоевского, главное ИДЕЮ РАЗРЕШИТЬ, додумать свою мысль, отрешившись от суетности мира. Впечатляет, в частности, то, как Антонов находит свои естественные природные или созданные руками человека формы. Обыкновенные ржавые гвозди, например, превращаются в фигурки людей, составляющие композицию «Протестное шествие». Процессия увенчана красноречивым угрожающим символом — большой железной косой.
С первого взгляда запоминается небольшой проект — «Памятник диктатору», где человеческая фигура повешена вниз головой. К такому монументу цветы не положить.
Но подобной острой публицистикой Антонов не слишком увлечен. Чаще всего его скульптурные образы подчеркнуто аскетичны. Небольшие обнаженные женские фигурки далеки от какой бы то ни было чувственности. Они словно застыли в своей молитвенной отрешенности.
В 1970-х годах московский искусствовед Ю. Герчук написал статью «Тихая графика». Термин стал популярен, обозначив своеобразное направление в советской графике. Вот и про лаконичные творения Антонова можно сказать, что это «дети тишины».
Вильям МЕЙЛАНД
Таруса, июнь, 2023