В буклете к своей выставке "Между стульев" скульптор Сергей Антонов написал:
- Приезжаешь летом из Москвы в деревню отдохнуть, на второй день находишь старое весло или корыто и нормальная жизнь кончается. Хотя (как написал бы Даниил Хармс) нормальной ее называли условно. Деревня есть деревня со всеми ее «прелестями».
Так вот, начинаешь делать стул, и даже такая жизнь кончается, а начинается то, что можно назвать «между стульев» — ешь «между стульев», спишь «между стульев»...
Искусствовед Сергей Орлов рассказывает о том, что значат стулья в творчестве Сергея Антонова, а сайт ОМС их показывает.
Стул — есть стиль. В этом убеждает выставка «Между стульев», развернутая в атриуме театра «Школа драматического искусства» на Сретенке (11 апреля — 6 мая 2011 года). Участники выставки — скульптор Сергей Антонов и живописец Ирина Зарон.
Сергей Антонов представил собрание авторских художественных стульев, кресел, тронов, выполненных в дереве, Ирина Зарон — серию камерных живописных пейзажей. Пейзажные этюды сопутствуют, сопровождают монументальные стулья, формируют единую эмоциональную среду. В тексте аннотации художники кратко сформулировали свое художественное кредо. Сергей Антонов: «Работа с деревом для меня — это всегда диалог с ним, и результат тем интересней, чем больше в этом диалоге слушаешь»:
Ирина Зарон: «Маленький вечерний пейзаж с едва намеченными контурами земли, неба, деревьев становится свидетельством о Боге, местом Его присутствия».
Работы Антонова представляют предмет вне его стандартного бытового контекста. Стул превращается в уникальный художественный объект, приобретает качества скульптуры, малой архитектуры, формирует свое особое сценическое пространствоПоказанные на выставке скульптуры исполнялись на протяжении последних двадцати лет в деревне Ледина Костромской области (в летние месяцы). Художник создал многопредметный ансамбль, в котором каждый объект уникален. Ансамбль может быть развернут как в интерьере, так и в ландшафте. При этом каждый раз общая композиция меняется. Стул — есть стиль. Можно легко вообразить облик стула готического, эпох классицизма, рококо, модерна, конструктивизма, модернизма...
Стул (трон) также традиционный мотив в изобразительном искусстве. Анри Матисс изобразил «Стул рококо» (1946). Он создал оригинальный портрет предмета и передал экспрессию рокайльных форм средствами энергичной фовистской живописи. Не менее впечатляюще сюрреалистическое кресло-трон Сальвадора Дали, украшающее замок Гала-Дали (Пуболь). Спинку трона венчает величественный сюрреалистический пейзаж. В полотнах Дали и Магритта нередко стул возникает в пейзаже как гигантский культовый объект.
Стул может быть чистым продуктом дизайна. В равной мере он скульптурен, пейзажен и даже портретен. Стулья Антонова вне дизайна, в них своя мифология, каждый объект — новый персонаж. Художник избирает дерево как изначальный, родовой материал всех предметов мебели. Выставка не случайно развернута в атриуме театра. Интерьер гигантского холла «Школы драматического искусства» напоминает многопалубный океанский лайнер и одновременно интерьер собора с апсидами а аркадами. Здесь присутствуют и греческий парус (пристенный), и огромный двухэтажный «рыцарский» камин, и конструктивистская винтовая лестница, ведущая прямо в небеса.
Многоаспектное пространство лайнера-собора открыто всем временам, всем стилям, всем видам искусства. В динамичную среду свободно выстраиваются скульптурные объекты. Антонов ввел в ирреальную архитектуру свою камерную тему, свой голос, свое звучание.
В большой апсиде холла он поставил композицию «Псалом». Исполняемые под аккомпанемент арфы, песнопения царя Давида зазвучали в новой предметной форме. Псалмы призваны дать успокоение душе. В скульптуре умиротворяющи сами ритмы, чередование струящихся форм и просветов. Антонов словно представил проект еще невиданной архитектурной арфы.
Антонова воодушевляет христианское средневековье. Ощутима его приверженность к образам православной и католической культуры. Часто он избирает мотив креста, крест венчает спинки кресел и кресло превращается в собор, храм. Архитектурный трон — зримый знак средневековья.
В композиции «Корабль плывет» также есть идея средневековья. Коса напоминает о крестьянских бунтах, войнах, эпидемиях чумы. Но рядом с косой возвышается парус, движение истории продолжается. Своеобразна тройная скульптура «Крест-корабль», «Крест-птица», «Крест-цветок». Три скульптуры, как три ноты. Один мотив повторяется с вариациями. Стул, кресло, трон — в этой последовательности есть нарастающая энергетика престижа.
Но для Антонова все предметы значимы, в мире художественных объектов нет иерархии, все они связаны единым стилем, ритмом, авторским мироощущением.
СЕРГЕЙ ОРЛОВ, 2011
Фото из архива Сергея АНТОНОВА