Однажды маленького Сережу Бычкова привели в мастерскую знаменитого скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Мэтр, ощупав голову и руки мальчика, безоговорочно определил, что его ждет поприще скульптора.
Рассказываем о том, как сбылось предсказание Конёнкова, и даем слово самому Сергею Бычкову, который комментирует некоторые свои произведения.
- Сергей Бычков — фигура заметная и особенная в современной российской скульптуре. Это творческая личность со своим богатым духовным миром, сложившимся багажом тем, индивидуальным профессиональным мастерством и — главное — с цементирующей все творчество глубоко осмысленной христианской идеей.
Такая оценка искусства мастера мотивирована всей его многожанровой и многодельной работой, если брать за точку отсчета примерно 1987 год, когда, еще в пору студенчества, появились первые самостоятельные произведения.
Если содержательная и стилистическая характеристика художника включает понятия уникальности, своеобразия, самоценности, то «анкетные» данные его профессионального становления схожи со многими другими, представляют собой традиционную школу академического образования, привычный для многих современных скульпторов путь вхождения в профессию и закрепления собственных позиций и принципов.
Сергей Бычков учился в общеобразовательной школе до четвертого класса, затем поступил в МСХШ (ныне академический лицей), где призвание художника постепенно закреплялось практически.
Один любопытный и, можно сказать, чудесный нюанс. Призвание художника оформилось еще до МСХШ, состоялась даже некая мистическая инициация. Дело в том, что Сергей рос в густонасыщенной культурной среде. Его отец Юрий Александрович Бычков — искусствовед, журналист, музейщик, писатель — был постоянно окружен художниками, дружил с великим Конёнковым, писал о нем книги. Однажды он привел к Сергею Тимофеевичу в мастерскую своего маленького сына. Мэтр ощупал голову и руки мальчика и безоговорочно определил, что его ждет поприще скульптора. Предсказание сбылось.
По окончании МСХШ, по традиции большинства ее питомцев, Сергей стал студентом Суриковского института. Занимался он в мастерской академика Кербеля — классика отечественной скульптуры, Лев Ефимович не навязывал ученикам собственных творческих принципов, даже нисколько не стеснял их свободы и права на поиск. Как вспоминает Сергей Бычков, руководитель мастерской не баловал учеников излишним вниманием, в основном встречался с ними в конце семестра.
Поэтому студенты сами отрабатывали необходимый натурный процесс, выполняли все учебные задания, каждому учащемуся предоставлялась модель, работали с ней ежедневно по шесть часов, иногда и больше. В основном учились друг у друга, на выставках и в музеях, изучая классическое наследие. Впрочем, подобная учеба продолжается и по сей день. И сегодня скульптор сверяет свои поиски с классикой, со всем живым и плодотворным, что происходит в современном искусстве, а тем более — с достижениями коллег и единомышленников.
Никита ИВАНОВ
(Текст из альбома "Сергей Бычков. Скульптура. Москва, 2012)
ЛАВРЫ С ДВУХ СТОРОН
За работу "Отпевание" Кербель поставил мне тройку по композиции. А я отлил скульптуру, поставил на выставку. Лавры достались с двух сторон: успех зрителей и старших коллег и закупка Министерством культуры. С этого началась творческая биография.
БРОНЗОЙ ПОКРЫТЫЕ РУКИ ИЗЯЩНЫЕ
Утро туманное,
Девушка тонкая,
Волосы мокрые,
Бронзой покрытые руки изящные,
Девушка тонкая вымыла волосы.
СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ
Сон – это подсознание, когда твоя воля отключена. А бессонница – счастливое время, когда остаешься один на один с собой, когда Бог дает тебе возможность подумать, помолиться, потрудиться. Возможность поплавать в одиночном плавании.
ЧУЖОЙ
Бессонница и сон однажды
Решили встретиться и вот,
Пришли, сварили чаю, сели,
И я меж ними как чужой.
О ДЕТЯХ И РЫБАХ
Дети мои,
Рожденные и нерожденные,
Вы были рыбами
В моих снах.
ИЗ РАЗГОВОРОВ С ГЛИНОЙ
Ангел бывает как мысль,
Мысль бывает как ангел,
Разговариваешь с глиной,
Думаешь о сыне,
Проступают черты ангела.
ЭТО КАК РОДИНА
Есть такое учебное задание: «метр двадцать» (такой высоты надо сделать стоячую фигуру). Я посадил натурщицу в позу лягушки, мне кажется, получилась «хоть и не красавица», но это как Родина, и «она мне нравится». А если соскрести все лишнее, почистить, это будет настоящая Красавица!
Вообще-то говоря, очень мало сегодня настоящих принцесс. Образ подлинной принцессы для меня — святая великая княгиня Елизавета, которая в счастливую пору была законодательницей моды, а умирая, поражала своих убийц силой духа и красотой.
ЧТОБЫ МАША НЕ БОЛЕЛА
Однажды моя знакомая Маша очень сильно заболела и обратилась ко мне с просьбой сделать скульптуру, где кот с мышью сидят на лавочке, держась за руки.
Она дала мне рисунок А. Маркевича, где эта композиция изображена сзади. Мышь она в этой истории ассоциировала с собой, а Кота – с мужем Славой.
Я никак не мог «пристроиться» к этой работе, не понимал, как ее делать, пока не вспомнил о замечательном рассказе Куприна, в котором отец приводит к заболевшей девочке живого слона, - вот такого слона и надо было делать!
Работа получилась, я подарил ее Маше, и она выздоровела.
Я СТОЯЛ НА НОСУ
Я стол на носу
и держал на весу
задние лапы
и...
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНЕКДОТ
Работа, посвященная двум русским гениям - Пушкину и Гоголю, похожа на литературный анекдот.
Не уверен, что такая встреча реально происходила, но ее легко себе представить и решить языком скульптуры, если глубоко проникнуться темой. Пушкин и Гоголь — мои любимые писатели, с ними связаны лучшие впечатления детства и юности.
ОДЕТЬ В ПАЛЬТИШКО - И ГОТОВО!
Однажды на выставке "Русская бессонница" нужными людьми была замечена небольшая бронза «Звездочет». Куратор от спонсора Лена Коршунова, увидев моего «Звездочета», заявила: «Вот же Циолковский!»
И действительно, оставалось только одеть его в учительское пальтишко и придать портретное сходство, что я и сделал.
В Калуге мы защищали проект на совете области под мрачными взглядами градостроительных начальников. Вдруг встал губернатор и сказал, что памятник ему очень понравился, кажется ему современным и человечным. Тут же все одобрили работу, и всё поехало как по маслу.
ОЧЕНЬ СТРАШНЫЙ ГОСТЬ
Обращаясь к посетителям выставки «Русская бессонница»:
- У меня тут есть очень страшный гость. Вот можно перейти, посмотреть. Называется «Поцелуй оборотня».
Начинаешь целоваться с кем-то одним, а оказывается, это был оборотень. Любая страсть - это поцелуй с оборотнем.
КО ДНУ В БЕЗМОЛВИИ
Человек тонет, как корабль с пробоинами,
Никто не в силах ему помочь,
Сам он не может вырваться из пучины.
Он идет ко дну в безмолвии,
Не сопротивляясь погружению,
С дыркой в груди.
... И СДЕЛАЛОСЬ ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Седьмой ангел вылил чашу свою на воздух – и из храма небесного, от престола, раздался громкий голос, говорящий «Совершилось!»
И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле.
ГАГАРИН, БОГ И БАБУШКА
Бабушка в детстве водила меня в храм. А учительница в школе учила атеизму: мол, Гагарин летал в Космос – и никакого Бога там нет…
В 18 лет меня покрестили, и снова я вернулся туда, куда в детстве водила меня бабушка.
Фото: М. ЖЕЛЕЗНЯКОВ, М. КАЛАМКАРОВ, архив С. БЫЧКОВА