С. Конёнков. Автопортрет, 1916. Фото: сайт Виртуальный Русский музей

СЕРГЕЙ КОНЁНКОВ. ФАСАДЫ И ИНТЕРЬЕРЫ

Начало учения, а затем и самостоятельной творческой деятельности выдающегося русского и советского скульптора Сергея Конёнкова (1874-1971), который родился в деревне Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии, приходится на 1890-е годы.

Окончив в 1892-м гимназию в Рославле, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были замечательные скульпторы - Сергей Иванович Иванов и Сергей Михайлович Волнухин. Надо сказать, что родители Конёнкова, бедные уездные крестьяне, крайне не одобряли его выбор. В самом деле, что это за профессия такая - художник? Разве с нее прокормишься?

В последние годы пребывания в училище Сергей работал (вместе с Анной Голубкиной) в мастерской знаменитого в то время скульптора Павла Трубецкого. Именно здесь Конёнков прикоснулся к передовой пластической культуре уходящего XIX столетия. Произведения начинающего художника появлялись на ученических выставках и уже тогда обратили на себя внимание[1].

При этом, как вспоминал Сергей Тимофеевич в своих мемуарах «Мой век», впервые изданных в 1971 году, средств для житья в белокаменной «не было никаких. Однажды целых двадцать дней пришлось жить на рубль четыре копейки. Добыть кусок хлеба молодому человеку, не имевшему в Москве даже знакомых, было, конечно, не просто».

Впрочем, как пишет Сергей Конёнков в тех же воспоминаниях, «находились добрые люди и из товарищей, и из преподавателей», которые «устраивали мне кое-какие мелкие заказы. Постепенно я перезнакомился с московскими подрядчиками и стал «своим человеком» у хозяев мастерской орнаментальных украшений у Смоленского вокзала. Однажды получил заказ: вылепить кариатиды для фасада дома чаеторговца Перлова на Мещанской улице».

С этих кариатид, которые по сей день украшают дом 3 (но уже по Проспекту Мира), всё и началось. До 1916 года совсем еще юный Сергей Конёнков, отличавшийся удивительной работоспособностью (а главное - фантастическим талантом), оформил фасады и интерьеры дома купцов Кузнецовых и дома М.Д. Карповой, булочную Д.И. Филиппова на Тверской, Покровский храм в Марфо-Мариинской обители, Спасо-Преображенскую церковь в селе Владимировка на Украине, наконец, Банк С.М. Рукавишникова в Нижнем Новгороде.

Команда, с которой трудился Сергей Конёнков, была потрясающая: зодчие Федор Шехтель и Алексей Щусев, скульптор Александр Матвеев и живописец Михаил Нестеров.

Сегодня сайт ОМС показывает все эти архитектурно-скульптурные шедевры, и кстати: за тот первый дом чаеторговца на Мещанской Конёнков получил аж «целую сотню рублей»:

- Я, - сообщает Сергей Тимофеевич, - отделил из них 35 и купил на них швейную машину «Зингер», которую привез летом в деревню. Само собой разумеется, это произвело впечатление. Никто из домашних уж больше не сомневался, что из меня выйдет толк.

Лев КУЛАКОВ

[1] В.Н. Петров. «Искусство С.Т. Конёнкова», М., «Советский художник», 1978

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск