Начало учения, а затем и самостоятельной творческой деятельности выдающегося русского и советского скульптора Сергея Конёнкова (1874-1971), который родился в деревне Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии, приходится на 1890-е годы.
Окончив в 1892-м гимназию в Рославле, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были замечательные скульпторы - Сергей Иванович Иванов и Сергей Михайлович Волнухин. Надо сказать, что родители Конёнкова, бедные уездные крестьяне, крайне не одобряли его выбор. В самом деле, что это за профессия такая - художник? Разве с нее прокормишься?
В последние годы пребывания в училище Сергей работал (вместе с Анной Голубкиной) в мастерской знаменитого в то время скульптора Павла Трубецкого. Именно здесь Конёнков прикоснулся к передовой пластической культуре уходящего XIX столетия. Произведения начинающего художника появлялись на ученических выставках и уже тогда обратили на себя внимание[1].
При этом, как вспоминал Сергей Тимофеевич в своих мемуарах «Мой век», впервые изданных в 1971 году, средств для житья в белокаменной «не было никаких. Однажды целых двадцать дней пришлось жить на рубль четыре копейки. Добыть кусок хлеба молодому человеку, не имевшему в Москве даже знакомых, было, конечно, не просто».
Впрочем, как пишет Сергей Конёнков в тех же воспоминаниях, «находились добрые люди и из товарищей, и из преподавателей», которые «устраивали мне кое-какие мелкие заказы. Постепенно я перезнакомился с московскими подрядчиками и стал «своим человеком» у хозяев мастерской орнаментальных украшений у Смоленского вокзала. Однажды получил заказ: вылепить кариатиды для фасада дома чаеторговца Перлова на Мещанской улице».
С этих кариатид, которые по сей день украшают дом 3 (но уже по Проспекту Мира), всё и началось. До 1916 года совсем еще юный Сергей Конёнков, отличавшийся удивительной работоспособностью (а главное - фантастическим талантом), оформил фасады и интерьеры дома купцов Кузнецовых и дома М.Д. Карповой, булочную Д.И. Филиппова на Тверской, Покровский храм в Марфо-Мариинской обители, Спасо-Преображенскую церковь в селе Владимировка на Украине, наконец, Банк С.М. Рукавишникова в Нижнем Новгороде.
Команда, с которой трудился Сергей Конёнков, была потрясающая: зодчие Федор Шехтель и Алексей Щусев, скульптор Александр Матвеев и живописец Михаил Нестеров.
Сегодня сайт ОМС показывает все эти архитектурно-скульптурные шедевры, и кстати: за тот первый дом чаеторговца на Мещанской Конёнков получил аж «целую сотню рублей»:
- Я, - сообщает Сергей Тимофеевич, - отделил из них 35 и купил на них швейную машину «Зингер», которую привез летом в деревню. Само собой разумеется, это произвело впечатление. Никто из домашних уж больше не сомневался, что из меня выйдет толк.
Лев КУЛАКОВ
[1] В.Н. Петров. «Искусство С.Т. Конёнкова», М., «Советский художник», 1978