Скульптор Валерия Семенова в мастерской, 2000-е. Фото из архива Ирины Семеновой

ВАЛЕРИЯ СЕМЕНОВА. АЛХИМИЯ МАСТЕРСКОЙ

В одном из своих эссе, которые сайт ОМС публикует ниже, скульптор Валерия Семенова (1928-2023) пишет, что "жизнь в мире искусства - это увлекательное путешествие в машине времени". Художник, постоянно существуя «в самых разных мирах», среди руин и обломков «неизвестных цивилизаций» обнаруживает очень странных существ. Они-то и становятся героями его произведений.

- Скульптура при всей своей материальности для меня скорее - духовно-пространственная модель. Согласно Библии, первым скульптором, вылепившим из глины человека, был Создатель.

Два качества керамики меня особенно привлекают: этот материал хрупок, как наше короткое существование, и вечен и бессмертен, как человеческая душа. Сочетание этих свойств переводит этот материал в область метафизическую.Мастерская керамиста вообще больше похожа на лабораторию алхимика. Муфельные печи, глазури, реактивы, сложный процесс приготовления красителей, обязательное использование огня для завершения процесса - всё это как поиск философского камня. Недаром некоторые алхимики своими опытами дали очень много для развития технологии керамики.

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Валерия Семенова. ''В мастерской художника'', 1972.Бумага, перо, 26х19 смВалерия Семенова. ''В мастерской художника'', 1972.
Бумага, перо, 26х19 см

 

Обращаясь к своему практическому и духовному опыту, я во время работы могу представить себе, что иду по каменистой дороге в сумрачной долине руин среди обломков неизвестных цивилизаций. Я разбираю эти обломки и обнаруживаю в них странных существ, ангелов, демонов, мутантов, оборотней, персонифицирующих добрые и злые силы природы. Часто они немного смешные, и это не позволяет относиться к самой себе уж очень серьезно. Многие их этих невеликих душ окружают нас каждый день, бесцеремонно вторгаются в нашу жизнь.

Валерия Семенова. ''Чудак'', 2000. Бронза, 12х6х6 смВалерия Семенова. ''Чудак'', 2000. Бронза, 12х6х6 см

Валерия Семенова. Из серии ''Чудища'', 1969. Бумага  тушь, перо, 17х22 смВалерия Семенова. Из серии ''Чудища'', 1969. Бумага тушь, перо, 17х22 см

Валерия Семенова. ''Персонажи'', 2000. Бумага, перо, 28х39 смВалерия Семенова. ''Персонажи'', 2000. Бумага, перо, 28х39 см

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 1990Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 1990

В моей мастерской как-то раз оказался человек, который пришел с намерением раскрыть тайну искусства. Пытаясь ее найти, он не хотел пропустить ни одной самой случайной вещи, его внимание привлекало даже то, что предназначалось быть выброшенным. Но эти наивные поиски, позабавившие присутствующих, к успеху не привели.

Валерия Семенова. ''Персонаж'', 1972. Шамот, соли, 21х11х6 смВалерия Семенова. ''Персонаж'', 1972. Шамот, соли, 21х11х6 см

Между тем, таинственное можно увидеть во всем, в любой вещи, за ней и вокруг нее. Произведение искусства может показаться загадочным, но настоящая тайна заключается не в том, чтобы озадачить зрителя. Она - в загадке рождения произведения. В нем заключена часть души создателя, а разгадать чью-либо душу невозможно. Искусство, в котором действительно присутствует душа, становится живым, одушевленным, вступает в диалог со зрителем. Это использовалось прежде всего в религиозном искусстве, где предполагается самое сложное - диалог с Богом.

Валерия Семенова. ''Мысли об искусстве'', 1973. Бумага, перо, 20х28 смВалерия Семенова. ''Мысли об искусстве'', 1973. Бумага, перо, 20х28 см

Валерия Семенова. ''Фантазии'', 1969. Из серии ''Чудища''. Бумага, тушь,  перо, 20х28 смВалерия Семенова. ''Фантазии'', 1969. Из серии ''Чудища''. Бумага, тушь, перо, 20х28 см

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Долгое время меня занимала тема - ангелы-хранители. Казалось, защищая человека, они также подвержены страданиям. Я выразила это в группе страдающих ангелов. Такой ангел снимает с человека ношу его тяжелой судьбы. Был случай, когда один из моих ангелов спас жизнь человека, в доме которого оказался, разбившись сам. Это послужило предостережением, знаком для принятия верного решения в рискованной ситуации.

Нас окружает неизведанное, мифы, легенды, сказки, волшебство, сны, которые иногда бывают вещими, чудеса, в которые хочется верить и которые иногда действительно происходят. Мы чувствуем присутствие злых и добрых сил, ангелы-хранители спасают нас в самые трудные и рискованные моменты. Мы путешествуем во времени, в прошлом и в будущем, благодаря способности воспринимать мир в угадываемых и фантастических образах.

Валерия Семенова. ''Ангел-хранитель'', 1979. Керамика, 55х20х15 смВалерия Семенова. ''Ангел-хранитель'', 1979. Керамика, 55х20х15 см

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Жизнь в мире искусства - это увлекательное путешествие в машине времени, и это позволяет мне существовать в самых разных мирах. Возвращаясь в знакомый мир, я даю волю своей интуиции, и тогда рождаются вещи совсем другие, в них появляется нечто пророческое, предвосхищающее события, вещи (скульптуры) - догадки, предчувствия.

В 1980 году я сделала работу "Художник и модель" - заложенная в ней идея перемены иерархии ценностей действительно оправдалась в девяностых годах.

А накануне глобальных общественных перемен - появилась серия работ "Кораблекрушение", - в них состояние хаоса, который наступает в результате краха любой крупной системы. Вообще, понятие хаоса - сложное и загадочное - дает много пищи для воображения, возникает желание упорядочить, гармонизовать хаотическое через художественный образ. Так появилась работа "Вечное и временное" - храм и его стражи в противостоянии к хаосу механистической технологии.

Но не всегда нужно ставить себе сверхзадачу, часто появляется потребность просто высказаться по конкретному поводу, передать восхищение красотой мира.

Валерия Семенова. ''Художник и модель'', 1980. Шамот, соли, 86х31х31 смВалерия Семенова. ''Художник и модель'', 1980. Шамот, соли, 86х31х31 см

Валерия Семенова. ''Кораблекрушение'', 1984. КерамикаВалерия Семенова. ''Кораблекрушение'', 1984. Керамика

Валерия Семенова. ''Вечное и временное'' (Ослябя и Пересвет), 1989. Керамика 123х44х36 см.Музей-усадьба ''Кусково'', МоскваВалерия Семенова. ''Вечное и временное'' (Ослябя и Пересвет), 1989. Керамика 123х44х36 см.
Музей-усадьба ''Кусково'', Москва

Интерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора ЧербаджиИнтерьер мастерской Валерии Семеновой, 2020-е. Фото Егора Чербаджи

Я люблю наблюдать людей и часто обращаюсь к жанру портрета. И любая работа становится поводом для диалога со зрителем, который вступает в него по непонятному закону родства душ.

Валерия Семенова. ''Бурятка'', 1969.Шамот, глазурь, эмаль, 23х21х22 см.Новосибирский государственный художественный музейВалерия Семенова. ''Бурятка'', 1969.
Шамот, глазурь, эмаль, 23х21х22 см.
Новосибирский государственный художественный музей

Валерия Семенова. ''Поэтесса Галина'', 1995. Декоративная ваза. Керамика, 26х26х19 см.Фото Дмитрия ФоминаВалерия Семенова. ''Поэтесса Галина'', 1995. Декоративная ваза. Керамика, 26х26х19 см.
Фото Дмитрия Фомина

Валерия Семенова. ''Процедурная сестра'', 1970. Бумага, перо, 15х18 смВалерия Семенова. ''Процедурная сестра'', 1970. Бумага, перо, 15х18 см

Валерия Семенова. ''Молодой Иван Казанский'', 1980.Бумага, перо, 17х11 смВалерия Семенова. ''Молодой Иван Казанский'', 1980.
Бумага, перо, 17х11 см

Мне часто приходит в голову, что, создавая свои образы, я делюсь впечатлениями как путешественник, возвратившийся после долгих странствий домой. Может быть, те же чувства сопровождают шамана во время камлания, он видит сам и внушает другим увиденное. Мне кажется, что в настоящее время во многих почти ритуальных формах общения с аудиторией попытки овладеть вниманием людей и внушить им свое отношение к миру в чем-то схожи с практикой языческих религий, шаманства в том числе. При атеизме большинства потребность в вере не исчезает, и когда старые религии исчерпали себя, появляется надежда на возникновение новой веры. Какая она должна быть? Художнику ее заменяет вера в искусство, доверие к любым проявлениям жизни, которые становятся стимулом для его свободного развития.

Валерия СЕМЕНОВА

Текст из архива, 1990-е

Фото из архива Ирины Семеновой

 

Валерия Семенова, 2000-еВалерия Семенова, 2000-е

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск