Если что и объединяло Конёнкова и Меркурова – то только одинаковое имя. Да, пожалуй, еще наличие бороды – у того и другого.
Сергей Конёнков – великий уже при жизни. Величавый, премудрый, неторопливый. Так и не приученный к советской общественной жизни после возвращения из Америки.
Другое дело – Сергей Меркуров. Любитель «смачных» анекдотов. Демократичный и подвижный. лихо берущийся за самые сложные, невыполнимые в срок заказы.
В своей статье «Конёнков и Меркуров», написанной в середине 1980-х годов, скульптор Владимир Цигаль (1917-2013) метко схватывает портреты «двух Сергеев». А заодно рассказывает удивительную историю о том, как Меркуров однажды «арестовал» и запер у себя в мастерской бригаду молодых скульпторов для выполнения «срочного государственного задания».
ВЛАДИМИР ЦИГАЛЬ. КОНЁНКОВ И МЕРКУРОВ
Вскоре после войны в Москву на Химкинское водохранилище пришел настоящий боевой корабль.
Нам в мастерскую позвонил замполит:
- Хотим провести культмероприятие с личным составом корабля; нельзя ли организовать встречу с каким-нибудь знаменитым скульптором? А то всё артисты да артисты.
- Может, попросить Веру Игнатьевну?[1] – говорю Леве[2]. – Она ведь такие портреты за войну отгрохала! Помнишь, ее «Хижняка» и «Юсупова»?
- Что ты! Интеллигентную женщину, да к матросам на корабль! Это же конфуз. И о чем она может с ними говорить? О «Музе» или о пластике микеланджеловского «Давида»?
- Знаешь, Лева, а я сегодня на Арбате живого Конёнкова видел, он покупал яблоки у какой-то женщины. Понимаешь, склонился над корзиной, бородой трясет, перебирает яблоки, торгуется. Чудно как-то.
- Знала бы эта женщина, что перед ней склонилась столь великая фигура художественной России, наверное бы, задаром эти яблоки отдала. Хоть и сознаешь, что все эти годы он прожил где-то в Америке, а воспринимаешь его не иначе как историю, будто из монографии сошел и сразу на Арбат – покупать яблоки. Правда, чудно?
- Слушай, а может быть, к нему податься, его пригласить к матросам. Все же с бородой, солидный…
Утром мы созвонились с Маргаритой Ивановной, женой Конёнкова, и точно в назначенное время приехали в его мастерскую на Пушкинской площади.
Нас впустила Осипович[3], теперь сухонькая, набожная старушка в крахмальном кокошнике и передничке, а в прошлом такая красавица, что ее рисовал сам Сергей Иванов[4], вся русская школа училась на ней, и мы, грешные, лепили ее фигуру в первые месяцы войны; когда начались морозы, обогревали рефлекторами, отчего одна часть ее обнаженной фигуры становилась красной, а другая сине-зеленой от холода.
Нас усадили на знаменитые кресла из корней дерева, и командир лукаво и почтительно косился на дебелую красавицу, вырезанную из этого же корня, как бы любезно приглашающую посидеть с ней рядом.
Пока мы ожидали выхода Конёнкова, я с любопытством посматривал на Маргариту Ивановну, стараясь разглядеть сквозь сеточку морщин, некоторую дряблость лица и грузность фигуры (а лет-то ей сколько!) очарование «Юной» и портрета с рукой, где изумительные пальцы слились воедино с простым деревом и облагородили его на века своим божественным прикосновением.
Нет, не стала Маргарита Ивановна хуже; к ее скульптурной грации, так гениально воспетой Конёнковым, годы добавили мудрость и красоту зрелости, давая возможность воспринять ее в ином измерении… Но тут раздались шаги на лестнице, и Маргарита Ивановна, как в концерте, объявила:
- Сергей Тимофеевич! – и к нам медленно стал спускаться Конёнков.
Будто «Явление Христа народу», подумал я и тут же с гордостью отметил, как ловко вскочили наши моряки, став по стойке «смирно», как сверкает золото нашивок и погон на черных кителях, сколько музыки в тихом перезвоне боевых орденов и медалей! Все ж нет лучшей формы, чем морская![5]
- Хотели просить Вас, - как рапорт отчеканил командир, выступить у нас на корабле, пусть моряки послушают и посмотрят Великого Скульптора…
- Что я – «Венера Милосская», чтобы меня показывать? – вдруг сердито буркнул Конёнков и, немного потоптавшись, покашляв, ушел в свою мастерскую.
Маргарита Ивановна светской улыбкой старалась смягчить неловкость, но мы попрощались и вышли на бульвар.
- Ну, этого так оставлять нельзя, нужно напечатать в газете, как принимают некоторые знаменитости боевых моряков!
- Не сердитесь, бог с ним, - разом заговорили мы с Левой, чтобы спасти положение. – Он недавно приехал из Америки, из «капиталистического окружения», и стало быть, человек еще «несознательный», не приучен к общественной жизни. Ничего, поживет – и поймет, что к чему, да и к работе его тянет, соскучился. Мы вам другого скульптора привезем, тоже с бородой. Матросам понравится. Его фамилия Меркуров, Сергей Дмитриевич. Знаете памятник Тимирязеву у Никитских ворот? Так это Меркуров делал! И памятники Ленину в граните… Это всё Меркуров…
- Сергей Дмитриевич! — пищал в телефонную трубку Лева. — Вас моряки приглашают к себе в гости.
- А на какого черта я им нужен? — басил Меркуров.
- Просили пригласить только Вас, больше никого не хотят, — вдохновенно фантазировал Лева.
- Ну, смотри, если подведешь, — гремел Меркуров...
Вечером, когда солнце стало опускаться в тихие воды Химкинского водохранилища и на легкой зыби подрагивал строгий силуэт боевого корабля, а на берегу, застыв, как изваяние, вытянулся в полном боевом вооружении часовой, к причалу подкатила синяя «Победа».
Машина остановилась, потом низко и почтительно наклонилась набок, как бы подчеркивая уважение к своему хозяину, затем открылась дверца, из нее сначала показалась здоровенная сучковатая палка, потом черная ассирийская борода лопатой, а за ней в пальто из собачьих шкур вывалился сам Меркуров. Машина сразу же свободно вздохнула, выпрямилась и замерла.
Мы еще не успели поздороваться, как Меркуров подошел к часовому, наклонился и стал что-то говорить ему на ухо. И тут, нарушая предвечернюю тишину и великие традиции моря, часовой заржал на весь залив и, не имея сил сдержаться, стоя, подрагивал всем телом.
А Меркуров уже прошел дальше по скрипучему трапу и склонился к уху другого часового. Сначала мне показалось, что только сейчас до меня долетело эхо смеха первого часового. Но нет, это уже хохотал другой, так же неудержимо и заразительно.
- Что он им там травит? — на ходу спросил Лева.
Когда мы поднялись на корабль, торжественный ритуал встречи был уже окончен. Меркуров сидел в кают-компании и с серьезнейшим выражением лица, что всегда отличает опытнейших рассказчиков, говорил о том, как он лез через высокую стену в женский монастырь к хорошенькой монашенке, а его схватила настоятельница.
Матросы сгрудились и сотрясали весь корабль смехом такой силы, что, наверное, взрывные волны глубинных бомб не трясли его так сильно и долго. Те, кому посчастливилось сидеть ближе к Меркурову, с восхищением заглядывали сквозь чащу усов и бороды ему прямо в рот, из которого, как из рога изобилия, сыпались анекдоты и забавные истории.
- Вот это Великий Скульптор! — восхищались моряки, хотя они понятия не имели о его скульптурах.
Все на прощание благодарили нас, трясли руки, будто не Меркуров, а мы их так порадовали.
- А сейчас что они там хохочут?
- Это ребята пересказывают все истории тем, кто стоял на вахте.
Сергей Дмитриевич со свойственным ему размахом и широтой пригласил к себе в Измайлово в гости «весь корабль» (был бы линкор, пригласил бы линкор!). И конечно, пришли все — никого не пришлось уговаривать!
- Вот дает! — с восторгом говорили моряки, уважительно трогая гранитные головы и каменные бюсты.
- Ох, и тяжелый! Наверно, не меньше тонны потянет, — прикидывали моряки.
В Измайлово всегда работали лучшие мастера по граниту и великолепные форматоры. Их привлекала широта Меркурова, множество заказов и высокая оплата.
В большой мастерской, заставленной фигурами вождей, вариантами и повторами различных размеров, на стенах висели посмертные маски великих людей. К ним все давно привыкли и не обращали внимания, но человек, впервые посетивший мастерскую, невольно вздрагивал, чувствуя неуместность суеты, разговора и даже будничной работы в этом склепе, где так наглядно бренность бытия пересилила высокие стремления и белая мертвенность гипсовой пыли ровным слоем покрыла лики столь великих людей со времен Льва Толстого (!) и до наших дней.
Когда Меркурову поручали снимать маску, он брал с собой Горюнова или Митрохина – они формовали, а Меркуров нес всю ответственность. Горюнов был высокий худой старик, работал очень вдумчиво и спокойно, в нашей извечной торопливости выработал свой метод: «Работаешь медленно, получается быстро и хорошо».
В последующие годы они частенько формовали у меня, и я восхищался их мастерством.
Гипсовые маски мне снимать не приходилось, и когда ко мне обращались с такой просьбой, я отсылал к Горюнову или Митрохину.
Наше знакомство с Меркуровым началось где-то году в тридцать восьмом. Тогда мы только окончили третий курс института и выехали на практику в Козы — райское место в Крыму. <...>
Именно в эту райскую пору влетела к нам строгая телеграмма: «Прибыть Москву выполнения срочного государственного задания. Меркуров».
После мы узнали, что «государственным заданием» были скульптурные барельефы к павильону «Механизация» на открывавшейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Авторами павильона были архитекторы Андреев и Таранов. Они же дали рисунки рельефов, которые мы должны были вылепить, а руководство всей работой по скульптуре было поручено Меркурову.
Нам по секрету рассказали, что, когда до открытия выставки оставалось около двух лет, эту работу просили выполнить Веру Игнатьевну Мухину.
- Что вы! Что вы! Два года слишком маленький срок для такой работы.
Когда до открытия осталось около года, обратились к Ивану Дмитриевичу Шадру. Он заявил, что за такой срок выполнить работу не возьмется.
Когда до открытия осталось около месяца, предложили ее Меркурову.
- Сделаем, — сказал Меркуров. — Только нужно вызвать студентов с практики, лепщиков, модельщиков, всех запереть на Комбинате и не выпускать до окончания работы.
- Так это же похоже на арест с приводом?
- Ничего, перебьются. Главное, чтобы деньги платили вовремя.
Лева, Толя Посядо[6], Рубен[7] и я переглядывались друг с другом, шептались и ежились, как перед тем, чтобы с головой окунуться в холодную воду. Прибыл Меркуров. К его приезду со всех цехов и этажей сбегались рабочие, служащие, дамочки и пожилые матроны, заранее конфузясь, первыми прибегали к месту встречи, на ходу поправляя завитки причесок и подкрашивая губы.
Они знали, что Меркуров в разговоре употребляет самые «смачные» выражения, заранее охали, ахали, заливались краской, изображали возмущение, но жадно ловили каждое слово, слушали с разинутыми ртами и широко открывали глаза, с которых от смеха и слез подтекала черная тушь.
А Меркуров еще больше куражился и накалял обстановку до того, что подсобник Жора, свесившись с лесов, упал в ящик с гипсом и барахтался там, как мучная мышь. Все чихали, кашляли и давились от смеха и гипсовой пыли.
С этого дня нас действительно посадили на казарменное положение. Мы ночевали на Комбинате, и нас кормила вкусными бутербродами со свежим пивом заботливая «полковая мамаша», которая еду подносила нам во время работы прямо на леса.
Отсюда сними — туда добавь! — командовал Меркуров, размахивая здоровенной лопатой. — Мне моего гонорара не нужно, — говорил он, чтобы все слышали. — Я целиком ребятам отдам. Они лепят, они и все деньги получить должны.
Мы воспринимали эти обещания как очередную шутку, тем более что нам и так хорошо платили.
Каково же было наше удивление, когда спустя несколько месяцев мы получили открытки с приглашением явиться в Измайлово к Меркурову в его «поместье»!
Меркуров роздал нам чеки: одинаковую сумму получили мы — скульпторы, лепщики орнаментов, подсобники. «Хрёстик» — старик, который вязал кресты и каркасы, чтобы глина не отваливалась, и наша «полковая мамаша» — все поровну.
В этом проявилась не только широта натуры Меркурова, но и его дальновидность: люди всегда помянут добрым словом. Много лет спустя он с улыбкой рассказывал, что как-то Молотов попросил Александра Герасимова написать портрет, а его — сделать скульптурный бюст Чойбалсана[8]. Герасимов написал портрет и получил за него требуемую сумму денег, а Меркуров свою скульптуру отправил Чойбалсану в подарок. Через месяц на его имя из Монголии прибыл «целый вагон» даров Востока.
В тот вечер мы сидели на веранде измайловской усадьбы. Нас угощали кофе с мороженым, за окнами рыскали здоровенные сторожевые псы, разевая клыкастые пасти, а Меркуров читал свои воспоминания о работе у Хильдебранда в Мюнхене, о Родене…
Еще через год Меркуров заболел и сильно сдал. Мы приехали его навестить. Он сидел в кресле у телевизора. Вид у него стал какой-то понурый, но в разговоре он оживился.
По комнате на трехколесном велосипеде гонял черноволосый Федька, лет пяти. Меркуров поймал его на ходу, положил руки на голову, задрал личико кверху и с любовью глядел на него…
- Ну как, похож на меня?
(Текст из книги «С.Д. Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников», Москва, Kremlin Multimedia, 2012. Опубликован по: Владимир Цигаль. «Не переставая удивляться... Записки скульптора». М., 1986)
[1] Вера Игнатьевна Мухина (1889 - 1953), скульптор.
[2] Лев Ефимович Кербель (1917 - 2003), скульптор.
[3] Станислава Лаврентьевна Осипович, натурщица. Позировала до самой смерти многим выдающимся художникам.
[4] Сергей Васильевич Иванов (1864 -1910), живописец, академик Императорской Академии художеств.
[5] Владимир Ефимович Цигаль (1917 - 2013) ушел на фронт в 1942 году. В составе 255-й десантной морской бригады участвовал во многих боевых операциях Черноморского и Балтийского флотов.
[6] Анатолий Иванович Посядо (1908 - 1987) — скульптор.
[7] Рубен Гайг Геонджиан (1915–?) — скульптор.
[8] Портрет Маршала Монгольской Народной Республики X. Чойбалсана (1943, мрамор) находится в Улан-Баторе.