Название выставки - цитата из стихотворения Владимира Циммерлинга (1931 - 2017), чья скульптура и графика выставляются в зале Московского союза художников на Кузнецком Мосту, д. 20, с 25 июня по 8 июля 2023 года вместе с графикой и живописью его жены Марги Силкиной (1929 - 2017). Таково кредо скульптора-монументалиста: вычленяй суть, удаляй случайное. Марга Силкина, мастер шрифтовой композиции и стилизованных форм - художник иного плана, насыщающий пространство контрастными деталями, что заметно в ее картинах позднего периода.
Критики, писавшие о Владимире Циммерлинге в разные годы, выделяли две линии его творчества - портреты поэтов, писателей, музыкантов, ученых и экспериментальную пластику. Первое направление представлено на выставке портретами Брехта, Лакснесса, Эйзенштейна, Цветаевой, Фета, Ходасевича, второе - работами в технике тонких и объемных лент. Тематические серии «Толстая лента» (1993 - 1997) и «Античная сюита» (1995 - 2003) выставляются целиком впервые. Первая серия создана в пластике объемной ленты, масштаб может быть любым. Вторая предназначена для открытого пространства при многократном увеличении. Владимир Циммерлинг не относил себя к беспредметному искусству и настаивал на ключевой роли чувственного восприятия. Даже свои самые радикальные опыты в конструктивистской пластике он квалифицировал как «абстрактное предметное искусство» (формулировка из эссе 1960-х).
Владимир Циммерлинг и Марга Силкина выросли в Москве, но их путь не сходен. В 1950-м Владимир поступил в Латвийскую академию художеств и стал учеником классика авангарда Теодора Залькальна (1876 - 1972). Вернувшись в Москву в 1957 году, он обрел признание как мастер камерного портрета и монументалист.
Марга в 1947 - 1952 годах обучалась в Полиграфическом институте по мастерской Павла Захарова (1902 - 1983), который направил ее интересы на книжную графику. Впоследствии она была участником Студии Э. Белютина, членом бюро секции графики Творческого союза художников СССР и межсекционного объединения «Спектр». Большую часть карьеры Марга проработала в издательствах «Музыка» и «Советский композитор», через ее руки прошли издания нот Моцарта, Дебюсси, Шостаковича, советских композиторов, антологии романса и народной музыки. На выставке демонстрируются лучшие из ее обложек 1960 -1980 годов. С 1990-х она переключилась на живопись и создала собственный стиль натюрморта.
Среди работ Марги и Владимира есть автопортреты и изображения друг друга. Но если муж запечатлен лишь на жанровых зарисовках Марги, то Владимир создал галерею образов жены, которая укладывается в основную линию его творчества. Сам скульптор считал одним из своих лучших достижений портрет «Марга II» (1997), а портретируемая выделяла версию, созданную пятью годами ранее, — «Марга I» (1992).
Антон ЦИММЕРЛИНГ
Фото из архива Антона ЦИММЕРЛИНГА
Страница Владимира ЦИММЕРЛИНГА на сайте ОМС